Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология как основа работы с персоналом предприятия






 

Психология - это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. Управление предприятием насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями, поэтому сегодня психолог как штатный сотрудник организации - явление привычное и не удивительное. Это составная часть имиджа организации. Так, деловые контакты уже не обходятся без учета знаний психологии, а опыт зарубежных партнеров свидетельствует о серьезном значении, которое придается работе психолога в обеспечении конкурентной способности организации.

В деятельности ООО «Альфа-1» психологическая служба введена не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности предприятия. Становление этой функции в компании - сложный процесс, т.к. работа психологов связана с проблемами личностного развития и профессионального совершенствования работников. В исследуемой организации организационно психолог прикреплен к отделу кадров.

Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни:

1) Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.

2) Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.

3) Улучшать качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

4) Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

5) Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

6) Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.

7) Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

8) Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.

9) Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами и законом «не навреди».

Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:

1) Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

2) Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.

3) Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.

4) Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

5) Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

6) Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

7) Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей и рабочей среды.

8) Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, и в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.

9) Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Таким образом, круг проблем, решаемых психологом в рамках исследуемой организации, достаточно широк, это:

1) оценка и отбор кандидата на вакантную должность, оценка персонала при ротациях и новых назначениях;

2) оценка профессиональной пригодности и компетентности сотрудников.

3) составление психологических портретов сотрудников, психодиагностика;

4) консультирование в области профессиональной деятельности;

5) передача сотрудникам социально-психологических знаний;

6) адаптации работников на месте их работы;

7) психологическое обеспечение кадровой работы, оказание моральной поддержки сотрудникам предприятия;

8) работа с кадровым резервом.

Психологическое консультирование и психологическая помощь, в области организации деятельности компании:

 

1) аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;

2) выявление недостатков в организации рабочих мест;

3) мониторинг удовлетворенности персонала, повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда.

4) участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.

 

Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие психолог:

1) анализ текущей ситуации и психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;

2) формирование организационной культуры компании;

3) управление конфликтами, участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;

4) прогнозирование реакции персонала различных категорий на принятое руководством решение;

5) осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе, его оздоровление;

6) культивирование групповой сплоченности в организации, проведение тренингов;

7) повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают;

8) разработку, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения.

Это неполный список задач, которые приходится решать психологу на предприятии. Выбор того или иного вида деятельности психолога на данном предприятии зависит от ряда определяющих факторов, и в том числе от специфики производства, его организационных, технических и технологических особенностей и др. Как подтвердила практика, все перечисленные выше виды деятельности психолога реальны, важны и зачастую специалисту приходится комбинировать их.

В настоящее время психолог целенаправленно прилагает немалые усилия:

1) проводит анализ стоимости и потенциальных выгод (экономических, социальных, корпоративных, психологических, имиджевых и т.д.) от проведения соответствующих работ психологом (конечно, эта сложная работа проводится в тесном контакте с другими службами организации);

2) инициирует руководство (через референтов, помощников, авторитетных менеджеров) к участию в проектах по проблеме кадровой политики, в семинарах по вопросам человеческих ресурсов организации;

3) предоставляет руководству информационную базу и собственные предложения по разработке концептуального подхода к решению психологических аспектов работы с персоналом.

Проведение профессионального отбора кандидатов, максимально соответствующих по своим качествам планируемой должности (при найме или ротации кадров) - одна из наиболее востребованных услуг специалиста-психолога.

Для этого используются компьютерные экспертные психодиагностические системы, позволяющие решать не только задачи проведения психологического и психофизиологического тестирования при приеме на работу, но и проводить тренинги по психологическим профессионально важным качествам уже работающего персонала.

Как правило, отношение к психологу бывает настороженным, ориентирующим работников на ожидание неблагоприятных для себя последствий, поэтому психолог вынужден быть и корпоративным дипломатом и социальным психологом и просветителем.
Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.

Еще один раздел работы психолога на предприятии - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.

А в последнее время становится актуальной задачей еще и изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

Таким образом, в качестве менеджера по персоналу психолог выполняет целый ряд задач:

1) это подбор персонала на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов;

2) это помощь в адаптации новым сотрудникам;

3) это развитие персонала с помощью проведения различных обучающих программ и тренингов;

4) это обеспечение грамотной расстановки кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов.

Кроме того, психолог способствует развитию управленческих технологий.

Деятельность психолога на предприятии во многом зависят и от того, насколько он сможет выполнить поставленную перед ним задачу, не поступившись интересами каждого обратившегося к нему человека. По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией о положении дел в коллективе, поэтому при принятии управленческих решений психолог должен иметь «совещательный» голос, к которому руководитель должен всегда прислушиваться.

Все это, в конечном итоге, должно привести к повышению эффективности работы предприятия, так что психолог на предприятии играет очень важную роль.

 

1.3 Соотношение понятий «деятельность» и «личность»

Личность - наряду с деятельностью - является важнейшей среди метапсихологических категорий. В области научных исследований существует стремление к унификации понятия личности. Однако в современной научной литературе нет единого понимания и соответственно определения сущности личности.

При всем многообразии подходов к пониманию личности, можно выделить три основных подхода к трактовке личности:

1) антропологический;

2) социологический;

3) персоналистический.

«Для антропологического подхода характерно представление о личности как носителе общечеловеческих свойств. Личность в таком случае рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого «homo sapiens», и приравнивается к понятию индивида»[21].

В настоящее время в чистом виде такой взгляд практически не встречается. На позициях абстрактного антропологизма по существу стоит весь классический бихевиоризм, рассматривающий человека как некое биосоматическое начало, определенным образом реагирующее на стимулы внешней среды.

Наряду с антропологическими социальным подходами, рассматривающими личность как функцию биосоматической и социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность в рамках персоналистического подхода.

Итак, антропологический, социологический и персоналистический подходы к исследованию проблемы личности по-своему правомерны, но лишь в той степени, в какой они отражают действительное место, значение и роль в человеке общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого начала.

Однако не всякий подход дает основания для формулирования обобщенной дефиниции. А в данном конкретном случае таких основании не дает ни один из рассмотренных подходов.

А.Н. Леонтьев по отношению к существующим в психологии теориям и подходам к личности, отмечал их разнородность и противоречивость. К числу немногих положений, которые принимаются всеми авторами, он относит два:

1) «личность представляет собой неповторимое единство, целостность»[21];

2) «личность играет роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами»[21].

Как упоминалось выше, А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является основанием личности. Личность занимает третью позицию в триаде: предметная деятельность, сознание, личность. Теория личности исходит из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность. «Деятельность рассматривается как основание личности»[21]. В терминологии А.Н. Леонтьева содержание деятельности определяется ее мотивом.

«Личность - это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. У Леонтьева «деятельность» и «общественные отношения» фактически отождествляются, поскольку деятельность всегда рассматривается как общественная и даже совместная. Точно так же деятельность сближается с понятием «связи человека с миром» параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности. Таких параметров три: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности)»[21].

«Первый параметр - основание личности - это широта (богатство) связей индивида с миром. Человек живет во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, их восприятие и усвоение их значений. Далее перед человеком начинает открываться действительность, лежащая за пределами его практической деятельности и прямого общения: границы познаваемого мира раздвигаются. Связи субъекта с миром двойственны: предметная деятельность и общение, а также и соподчинение их»[21].

«Второй параметр личности - это степень иерархии деятельностей, то есть мотивов. Мотивы, связи с окружающим образуют основание личности, являясь относительно самостоятельными единицами. Эти единицы, более или менее крупные, целостные или разъединенные, образуют единую мотивационную сферу. Чем выше степень их иерархии, тем четче выражено главное направление, главный мотив-цель»[21].

«Третий параметр личности - тип ее строения - является самым сложным. Структура личности представляет собой устойчивую конфигурацию главных иерархий мотивационных линий. Эта структура является тем, что неполно описывается как направленность личности. Неполно потому, что ведущая линия жизни человека не может оставаться единственной. Служение избранной цели не исключает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Мотивационная сфера всегда является многовершинной»[21].

Таким образом, теория личности А.Н. Леонтьева является фактически мотивационной, или деятельной.

Теория личности не может обойти проблему развития. А.Н. Леонтьев, рассматривая эту проблему специально, всю свою теорию строит как теорию порождения личности. Личность рассматривается как относительно поздний продукт развития человека; она не обусловливается генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Более того, процесс формирования личности не является результатом вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды.

Личностью человек становится, вступая в обществе в новую систему отношений и обретая новые - системные - качества, которые только и образуют действительную характеристику личности.

Что же касается биологических предпосылок формирования личности, то А.Н. Леонтьев признает, что человек располагает «генетически заданными условиями формирования личности и врожденными индивидуальными свойствами и способностями, которые являются для личности предметом использования».

Таким образом, деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях.

 

II Развитие личности в деятельности





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.