Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов






а) Социометрический опрос — это изучение внугриколлектив-ных и межколлетивных связей путем выявления отношений между членами коллектива. Он предполагает изучение психологических рас­стояний между членами коллектива, которое выражается тремя ти­пами отношений: — выбор — когда с вами хотят сотрудничать; — отклонение — когда уклоняются от встречи или конфликта с вами; опускание — когда вы не заслуживаете внимания в лице коллектива. Крайней формой опускания является остракизм — полное психоло­гическое невосприятие (несовместимость) коллективом данной лич­ности. Причины этого явления могут быть разные — как отрицатель­ные, так и положительные. Например: личность по своим низким про­фессиональным и особенно морально-психологическим качествам ока­залась недостойной всего коллектива. Как и наоборот: по тем же качествам она оказалась выше коллектива или некоторых авторитетов коллектива. В обоих случаях личность может изгоняться из коллектива. Позиция социологов и психологов: если личность попала в си­туацию остракизма по первой причине, ей следует уйти из коллектива. Если она оказалась в этой ситуации по второй причине — можно уйти и показать свои качества в достойном коллективе. Решение остаться в этом коллективе при всех гонениях принимают только незаурядные личности с сильной волей, смело вступающие в борьбу за свое место и достоинство с позиции " один против всех". Как правило, это борьба упорная, долгая. К конечному успеху данному личность ведут два пути — постепенное переструктурирование коллектива (с увеличением сво­их союзников) и постоянный профессиональный рост и самоутверж­дение ее в производственной и внепроизводственной сферах (достиже­ние успеха, социально значимые результаты).

б) Процедура самоисследования своего места в коллективе име­
ет несколько этапов:

—личность должна определиться в той проблеме, по отно­шению к которой она хочет знать мнение (отношение)
коллектива;

—личность входит в прямой контакт с членами коллектива,
должна вызывать в них доверие к себе, повышает психоло­гическую готовность коллектива в решении своей задачи;

—индивидуальная работа с членами коллектива;

—осмысление полученной информации на основе объектив­ного анализа, проверка надежности полученных результатов;

—собственные выборы, рекомендации самому себе, выработка
дальнейшей стратегии и тактики. Желательно всю полу­ченную информацию перенести на социометрическую кар­точку;

—графический метод — основывается на графическом изоб­ражении связей между членами коллектива выборочно.


в) Виды коммуникаций между членами коллектива изобража­ются:


активная связь пассивная связь активная и пассивная

(экстраверты) (интраверты) связь

 

В данном случае рассматриваются энергетические потенции, а не нравственные качества личности. Часто допускается психологи­ческая ошибка, когда явление принимается за сущность: " актив­ный — значит умный", " часто внимательный к тебе — значит нрав­ственный" и т.п.

г) Интенсивность связей в коллективе изображается:

Изолированная личность — Я. Это личность не имеет друзей и поддержки в коллективе как в производственный так и во внепроизводственной сферах.

Диада — Я — ОНА. (ОН). Это связь между двумя членами кол­лектива. Это самая минимальная связь, когда личность поддержива­ется всего одним человеком во всем коллективе.

Триада, тетрада и другие виды связи состоящие из большого числа (группировки, круг друзей и т.п.).

 

 

 

В третьем случае: Ж — надо вывести из коллектива; Е и Д испытывают взаимную неприязнь одного из них — перевести в дру­гой коллектив; А — надо сохранить как ядро коллектива для его эмоционально-психологической целостности, ОН — носитель норм и традиций, без него коллектив распадается.

 

 

" круговая порука" — сильный вид связи, цепь разрывается тяжело

 

 


 

Этот вид связи отражает автоматическую форму кооперации в кол­лективе и является каналом информационной связи.

 

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.