Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опрос как метод сбора первичной социальной информации






а) Определение: опрос — это метод сбора первичной вербаль­
ной информации от респондентов, полученными метода­
ми непосредственными — интервью, собеседование или
опосредованным — анкетирование.

б) Основные фразы опроса: а) адаптация с целью создания у
респондента мотивации ответить на вопросы и подготовки
его к исследованию; б) собственно опрос.

в) Типы и виды вопросов: любой исследователь, в том числе
врач, проводя анамнез, должен сгруппировать все свои вопросы в три типа (вида):

— Функционально-психологические вопросы используются
для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, воз­никающих у респондентов. Например, поступив в палату, новый больной первым делом осведомится у соседей по
койке о том, какой " хороший" или " плохой" врач ведет их
палату. Врач должен быть готов к снятию неадекватного к
себе отношения со стороны своих пациентов.

— Вопросы — фильтры — предназначено для выяснения, от­
носится ли респондент к той группе людей, для которых
предназначен вопрос.

- Контрольные вопросы используются с целью проверки полученных данных.

г) Последовательность вопросов!

Любой исследователь (в том числе врач) должен позаботится о логичности и последовательности задаваемых вопросов. Предлагаем следующую схему:

Первый вопрос — это вопрос — фильтр, который выясняет, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (например, больной о своей болезни).

Второй вопрос — выясняется, как опрашиваемый в общем от­носится к данной проблеме.

Третий вопрос — предназначен для получения ответов по кон­кретным моментам проблемы.

Четвертый вопрос — помогает выяснить причины взглядов опрашиваемого.

Пятый вопрос — направлен на выявление силы этих взглядов, степени субъективной веры, убежденности.

д) Виды и разновидности опроса — анкета и интервью.

Факторы, влияющие на эффективность анкеты:

1 группа факторов — установка респондента относительно це­лей исследования (их значимость в глазах респондента); установка
респондента к организации, проводящей исследование; общие со­циальные установки и ценности ориентации респондента, связанные с его социальным статусом, уровнем развития, степенью социализации.

2 группа факторов — мотивизация респондента дать интересу­
ющую исследователя информацию; общее развитие респондента;
информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем.

— Для эффективности анкеты учитывают следующие требования:

В последние годы в больничных отделениях стал активно использоваться метод анкетного опроса больных. Даже бег­лый взгляд иногда позволяет зафиксировать, что эти анке­ты часто составлены врачами социологически неверно, что сказывается на объективности ответов опрашиваемых. По­этому предлагаем следующий уровень социологических тре­бований:

—все вопросы и высказывания в анкете должны пониматься
и интерпретироваться всеми респондентами одинаково;

—формулировка вопросов должна поддерживать в респонденте мотивизацию дать интересующую исследователя информацию;

—формулировка вопросов должна учитывать возможность
неосведомленность респондентов об интересующем иссле­дователя объекте, а также возможное отсутствие у респон­дента интересующих исследователя мнений и установок;

—формулировка вопросов анкеты должна учитывать то возможное обстоятельство, что часть респондентов неспособно адекватно доминировать переживания и мысли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.