Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема и факторы психологической поддержки деятельности






Психологическую поддержку следует рассматривать как психологическое управление, предполагающее практическое воздействие на человека, основанное на специальной системе психологических методов и приемов. При этом способы психологической поддержки необходимо рассматривать отдельно для ситуации отдыха и ситуации деятельности. Такой подход требует учета двух психологических категорий: состояния и субъективного переживания.

Схема психологической поддержки. Вначале регистрируются параметры и характеристики состояний. Далее анализируются качественные и количественные показатели состояний и принципы решения о необходимости включения средств психологической поддержки и обеспечения. При этом учитываются индивидуально-типологические особенности перцептивно-оценочного и эмоционального уровня психической деятельности, составляющие субъективные факторы формирования состояний.

Факторы, обусловливающие формирование состояний действующего человека, подразделяются на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Каждой из групп факторов соответствует свой метод формирования состояний.

Внешние факторы в общем случае делятся на звуковые, визуальные, прочие.

Звуковые факторы могут быть речевыми и неречевыми. Речевые факторы рассматриваются в качестве информационно-сигнальных, воздействующих на состояние человека как на сознательном, так и на бессознательном уровнях психической регуляции. В качестве носителей информации здесь используются речевые смысловые конструкции. При воздействии на сознательном уровне используются психологические механизмы обучения: убеждения посредством разъяснения, оценки субъективной значимости и полезности, прямого управления (приказа). Возможности воздействия связываются с формированием установок и убеждений. При воздействии на бессознательном уровне используются психические механизмы научения, внушения, самовнушения, формирования неосознаваемых установок. Неречевые факторы рассматриваются как модели состояний, ситуаций, образов, природных явлений. В качестве носителей информации в данном случае используются музыкальные конструкции, естественные природные звуки, искусственные звуки, синтезируемые инструментально. Механизм психологического воздействия – формирование эмоций и чувств, ощущений, ассоциаций, представлений.

Визуальные факторы делятся на письменные и изобразительные. Письменные факторы рассматриваются как информационно-сигнальные, использующие все способы воздействия на состояние человека. Изобразительные факторы – это статическое или динамическое изображение реальных или абстрактных событий, ситуаций и образов с естественными или моделируемыми предметно-вещественными отношениями. Механизм психологического воздействия – формирование ориентировки, эмоций, адаптации, ощущений, ассоциаций, представлений.

К числу прочих относятся факторы физической природы: полевые (электромагнитные, электрические, магнитные поля) и вещественно-механические. К факторам химической природы можно отнести химические вещества, фармакологические средства. Возможны комбинации действия различных факторов, приводящие к качественно новым результатам и, таким образом, составляющие новый класс комбинированных факторов.

К числу внутренних (субъективных) факторов можно отнести (в зависимости от их отнесенности к определенным сферам психики) следующие: мотивационная структура, сфера субъективных значимостей, типологические особенности. Сюда можно отнести ряд личностных свойств: направленность, целеустремленность, убежденность, внушаемость, эмоциональная устойчивость, тренированность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.