Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арт-терапия






Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с

туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам

занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья..

Арт-терапияэто специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь

изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в

дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития

личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности

самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным

механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга,

искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени

облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса

между бессознательным и сознательным Я.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного

воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и

примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии

связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и

самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего Я. Создаваемые клиентом

продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и

установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих

направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание

новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из

вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного

воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать

конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации

на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от

мучительного к приносящему наслаждение».

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят

спонтанный характер — в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов

рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также

особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта.

Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более

произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество

разнообразных форм и методов1.

В зарубежной психотерапии выделяют четыре основных направления в применении арт-терапии:

1) использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и
интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия);

2) побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия);

3) одновременное использование первого и второго принципов;

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 141


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 142 of 147

4) акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству.

1 Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000. Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб., 1999.

Классификация, приводимая в книге Хайкина «Художественное творчество глазами врача», включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

— согласно взглядам Гольдштейна, творчество — это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов;

— по мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством;

— широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному;

— некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения за счет возврата к
примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это
путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в
символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует
вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных
эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве
легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко
ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается
защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии больной
правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-
цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество
открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для
пациента и необычной для всех остальных форме.

Как один из вариантов арт-терапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.