Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое консультирование






Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели к появлению особого вида деятельности, которое получило название психологическое консультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально) известна издревле. Суть современной практики консультирования состоит в попытке сделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее время образовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается в таком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей. Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевная болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях нервной системы и обученного психотерапии). Если у человека личностные проблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физические причины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту (не медику). Консультант имеет дело с проблемами, которые слишком сложны, чтобы их решить между прочим в обычном образовательном процессе, но недостаточно серьезны, чтобы требовалась индивидуальная специализированная помощь консультирующего психолога.

Консультирование — это скорее не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться как часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающих длительное общение с людьми,

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 131


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


132 of 147


например в работе врачей, учителей, священнослужителей и социальных работников. Естественно, возможности консультирования в рамках любой из упомянутых специальностей зависит от имеющегося времени, наклонностей, личностных качеств, а также от наличия информации об индивиде. Психологическое консультирование отличается от психотерапии. Рассмотрим основные различия данных направлений.

С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методы лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А. Месмера следуют:

— в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз);

— в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ);

— Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия);

— Фредерик Перлз (гештальттерапия);

— Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия);

— Вирджиния Сатир (семейная терапия) и др.

Если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно

присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и

организационно обособляется консультативная психология.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание

процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит

из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за

помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою

очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От

классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к

ситуации и личностным ресурсам.

До 1950-х г. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и

экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии

индивидуальных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были

образовательная психология и промышленная психология, представляющие психологию индивидуальных

различий применительно к школе и трудовой деятельности.

Понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» имеют ряд отличий.

Термин «психотерапия» означает комплексное лечебное, вербальное и невербальное, воздействие на

эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических

заболеваниях. Причем условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную

преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную,

ставящую задачей содействие клиенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной

личности.

Ряд исследователей (Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду

консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие

же высказывают некоторые сомнения по поводу употребления термина «психотерапия», так как в данном

случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в России, — психокоррекция, направленная на исправление

тех или иных расстройств, но в то же время лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное

устранение патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей особенностью и

психотерапии, и психокоррекции является психологическое воздействие, направленное на нормализацию

или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма.

Методами психологической коррекции называются аутогенная тренировка, тренинговые методы,

семейная психотерапия и т. д.

Заметим, что одно и то же психологическое воздействие в России чаще всего называется психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, т. е., психологическое, воздействие. К тому же термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Их сходство и различие пред с тавлено в та б лице:

Направление Субъект Объект Цель
1. Психотерапия      

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 132


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 133 of 147

 

А. Клинически ориентированн ая Врач (психиатр, психотерапе вт) Больной, клиент Ликвидация симптомов
В. Личностно-ориентированн ая Врач, психолог, социальный работник Больной, клиент Личностные и межличностные изменения
2. Психокоррекц ия Врач, психолог Больной, клиент Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности
3. Неврачебная психотерапия Психолог Клиент Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях)
4. Консультирова ние Консультир ующий психолог, социальный работник Клиент, семья, группа Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации)

Мы видим, что термины «психотерапия» и «психокоррекция» практически совпадают по содержанию. Смыкаются также понятия «неврачебная психотерапия» и «консультирование». Более того, в рамках понятия «психотерапия» четко выделяются две составляющие, и вторая из них, т. е. личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консультирование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.