Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика цикла развития в организации. Проблемы управления и предупреждения кризисов.

 

Первопричина возникновения экономических кризисов – разрыв между производством и потреблением товаров.

Достижение оптимальной инфраструктуры производс­тва, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу объектов экономической деятельности, зависит от национального рынка и изменяющейся рыночной ситуации.

Не­равномерное развитие экономики, колебание объемов производства и сбыта, значительные спады производства – все это характеризуется как кризисная ситуация,которую следует рассматривать как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисы являются одним из этапов жизненного цикла систем.

Существуют различные мнения о причинах и продолжительности экономических циклов на макро- и микроуровне. Среди наиболее из­вестных в экономической литературе выделяют следующие системы цикличности:

Циклы Кондратьева. Основная причина возникновения - радикаль­ные изменения в технологии производства, перестройка его структуры.
Продолжительность циклов 40-50 лет.

Циклы Кузнеца. Причина возникновения – сдвиги в воспроизводствен­ной структуре производства. Их продолжительность примерно 20 лет;

Циклы Джаглера. Основа колебаний – взаимодействие многооб­разных денежно-кредитных факторов. Периодичность циклов 7-11 лет;

Циклы Китчина. Продолжительность около 4 лет, отражают дина­мику движения товарно-материальных запасов и связаны с восстанов­лением равновесия на потребительском инвестиционном рынках.

Экономическая история и современная хозяйственная практика сви­детельствуют о том, что подъемы и спады деловой активности на мега- и макроуровне вызываются двумя факторами:

• Научными открытиями;

• Резкими изменениями в политической надстройке и экономичес­ких отношениях государств в направлении сближения политико-эконо­мических систем макроуровня (Европарламент, ЕС, Гаагский трибунал, Шенгенское соглашение, появление общей валюты и др.).

В научных исследо­ваниях цикличности деловой активности профессор Д. В. Валовой выделяет три этапа, совпадающими с соответству­ющими периодами качественных изменений в системе организации мирового хозяйства (классический капитализм; империализм; мировая финансовая система).

К первому этапу исследований экономических циклов относят вы­шедшие в 50-70-е годы XIX в. работы К. Маркса.[1] Цикличность воспроизводства как порождение основного противоречия капиталистического способа производства, заключается в общественном характере производства и частном характере присвоения его результатов. Возрастание такого рода противоречий приводит к острым диспропорциям в капиталистическом воспроизводстве, поляризации доходов, безработице, снижению покупательной способности, сокращение спроса.



Вторым этапом научных исследований цикличности деловой актив­ности явились работы Джона Мейнарда Кейнса и его современников (30-60-е годы XX в.), главный вывод которых – положение о том, что в условиях классического капитализма экономические кризисы (депрессия, застой) неизбежны и являются порождением самой природы присущих ему рыночных отношений. [2] Преодоление кризисных проявле­ний цикличности хозяйства Дж. М. Кейнс видел в целенаправленном го­сударственном вмешательстве в экономику для стимулирования сово­купного спроса.

Третий этап исследований цикличности функционирования хозяйства относится к середине 60-х годов XX в. и характеризуется формированием транснаци­ональных конгломератов и единой международной финансовой системы, объединяющих экономики различных государств в глобальную систему хозяйства.

Для классического цикла кризиса характерны четыре фазы:

1. Кризис (спад)– главным признаком этой фазы является спад производства, сокращение деловой активности, падение цен, затовари­вание, рост безработицы, неплатежеспособность организаций.

Однако различные отрасли по-разному реагируют на экономические кризисы. В таких отраслях, как металлур­гия, машиностроение, и т.п. падение уровня производства является более болезненным и продолжи­тельным, чем в отраслях, производящих предметы повседневного пот­ребления.

2. Депрессия (стагнация)– когда объем производства уже не падает, но и не растет – это фаза приспособления хозяйственной жизни к новым усло­виями обретения нового равновесия. В связи с высоким риском цены и условия хозяйствования стабилизируются, однако в бизнес не вливаются крупные инвестиции.



3. Оживление – это фаза восстановления, когда начинается рост ин­вестиций, цен, производства, занятости, процентных ставок. Восстанав­ливаются и создаются новые фирмы. Стадия оживления продолжается до тех пор, пока по макроэкономическим показателям не достигается объем докризисного периода. После фазы оживления начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

4. Подъем (бум)– его главным признаком является дальнейшее поступательное развитие производства, инновационной деятельности, создание новых сфер бизнеса, стремительный рост капиталовложений, процентных ставок, цен, зарплаты. Экономика функционирует на пике своих возможностей, что способствует нарастанию напряженности и значительному увеличению товарных запасов. Подъем, выводящий эко­номику на новый уровень, в ее поступательном развитии подготавливает базу для нового периодического кризиса. Определяющая причина нового цикла и периодического кризиса – сокращение совокупного спроса, после чего снова начинается спад производства, падение занятости, уменьше­ние доходов, сокращение потребления, что нарушает сложившееся рыночное равновесие и дает толчок очередному экономическому кризису.

Таким образом, для успешного антикризисного менеджмента необходимо учитывать этап жизненного цикла организации (товара) с целью выра­ботки и реализации руководством предприятия экономической политики по предупреждению несостоятельности хозяйствующего субъекта. Зна­ние теории циклов дает возможность предвидеть дальнейшее развитие организации с учетом возможности ее кризисного развития, возникаю­щие в переходные периоды между этапами цикла.

Кризисы, отражающие собственные ритмы развития каждой отдельной организации, могут не совпадать с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация, имея собственный потенциал развития, свои условия его осуществления, подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы.

 

Управляемость организации основана на познании закономерностей ее развития. В кризисных ситуациях остаются некоторые закономерности.

Экономические явления носят стохастический (вероятностный) характер:

1. Кризис, являющийся объективным процессом является управляемым.

2. Кризисы можно предвидеть.

3. Кризисы можно ускорять, замедлять.

4. Кризисы можно смягчать.

 

Литература:

1. Захаров, В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. – 287 с.

2. Зуб, А. Т. Антикризисное управление : учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб – М. : Аспект Пресс, 2006. – 319 с.

5. Коротков, Э. М. Антикризисное управление : учебник. - 2-е изд. / Э. М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 620 с.

3. Патласов О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко – М. : Книжный мир, 2009. – 512 с.

 


[1]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, т. 25.

[2]Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М. : Прогресс,1978.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Имеется 10 заклепок. Из них 5 железных, 3 медных и 2 латунных. Наудачу взято две заклепки. Какова вероятность того, что они латунные? | Введение. Боль, выполняющая на начальном этапе, несомненно, сигнальную функцию, определяет ответные реакции организма

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.174 сек.)Пожаловаться на материал