Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации






История показывает, что организация статистической работы в стране зависит от многих факторов политического, экономического и социального характера. Государственная статистика призвана решать те задачи, которые ставит перед ней общество на том или ином этапе своего развития. Возможности и способы их решения определяются экономической ситуацией в стране, имеющимися финансовыми и материальными ресурсами, наличием квалифицированных кадров. Значительные изменения в экономической и социальной жизни нашего общества в последние годы, переход к рыночным отношениям привели к кардинальному изменению системы учета и статистики в стране, методов сбора и обработки, характера и объема собираемой статистической информации.

Государственная статистика представляет собой двухуровневую систему. Во главе ее находится Федеральная служба государственной статистики Росстат (с марта 2004 г., до этого — Госкомстат России). Второй уровень организаций представлен органами государственной статистики субъектов Российской Федерации и статистическими структурами муниципального звена. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) включает в себя ряд подведомственных организаций: Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации, НИИ проблем социально-экономической статистики, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информации и др.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет руководство статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях экономики страны. Она ежегодно разрабатывает план статистических работ, выполняемых органами государственной статистики и другими федеральными органами исполнительной власти. На Росстат возложена и методологическая функция: официальная статистическая методология, утверждаемая Федеральной службой государственной статистики, является обязательной при проведении государственных статистических наблюдений для всех органов исполнительной власти, юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Центральной задачей государственной статистики является получение объективной, систематизированной и аналитической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны и обеспечение ею органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, средств массовой информации, компаний, организаций, граждан. Для выполнения этой задачи государственной статистикой используются различные способы и виды статистического наблюдения. Часть информации собирается на регулярной основе на основании отчетности. Но такой подход не удовлетворяет полностью потребность в информации, необходимой для управления экономикой и социальной сферой. В связи с этим возникает задача, связанная с получением недостающей информации с помощью проведения специальных обследований. Например, в 2006 г. проведена сельскохозяйственная перепись, результаты которой позволят обосновать стратегию развития этой отрасли.

Информация о состоянии и развитии экономических и социальных явлений и процессов необходима органам государственной власти для принятия эффективных управленческих решений. Обеспечивая информацией других пользователей, статистика способствует развитию бизнеса, науки, позволяет общественным организациям вместе с органами власти решать сложные вопросы, например, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения малоимущих граждан и другие. При этом статистика не ограничивается только характеристикой количественной стороны общественных явлений и процессов с помощью системы показателей и представлением их числовых значений пользователям. В задачи статистики входит формулирование выводов о причинах, обусловивших те или иные особенности исследуемых явлений, их соотношения и пропорции.

Кроме государственной статистики в стране существует и ведомственная статистика, в задачи которой входит сбор и анализ информации для осуществления оперативного руководства предприятиями и ведомствами, планирования их деятельности. Значение ведомственной статистики в условиях рыночной экономики и полной ответственности предприятий за результаты своей деятельности существенно возросло. Для глубокого анализа экономических процессов, происходящих в рамках фирм, корпораций необходима достоверная и полная информация. Она позволяет выявить внутрипроизводственные резервы, наметить пути улучшения использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном счете приводит к повышению эффективности деятельности организаций и экономики в целом.

 

Лекция №2 Статистическое наблюдение

Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность. (др. определение -Статистическое наблюдение представляет собой планомерный, научно обоснованный сбор данных и сведений о социально – экономических явлениях и процессах)

Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:

  • проведение мероприятий по подготовке наблюдения;
  • непосредственно сбор первичных данных;
  • контроль собранной информации.

Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.

Программно-методологические вопросы охватывают:

  • постановку цели и задач конкретного наблюдения;
  • определение объекта наблюдения;
  • указание единицы наблюдения и отчетной единицы;
  • отбор исследуемых признаков и разработку программы наблюдения;
  • выбор методов проведения наблюдения.

Проведение статистического наблюдения начинается с формулировки цели обследования.

Цель обследования — характеристика той информации, которую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных. Объект наблюдения — это исследуемая статистическая совокупность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом. Единица наблюдения – первичный элемент объекта, который является носителем исходной информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования. Отчетная единица — это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других — нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей — лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этого домашнего хозяйства. Программы наблюдения представляет собой перечень признаков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статистический формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюдения предназначен отдельный бланк (или анкета).

При подготовке программы наблюдения руководствуются следующими принципами:

  1. программа должна содержать оптимальное количество вопросов, позволяющих достичь цели и решить задачи наблюдения;
  2. формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, точными, недвусмысленными, иначе неизбежно появляются неверные ответы, снижающие качество обследования. Вопросы программы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Например, вопрос: «В какой организации вы оформляли договор страхования?» — является открытым, опрашиваемый отвечает на него по своему усмотрению в той форме, которая кажется ему предпочтительной. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предлагается только отметить нужный вариант. Например, к вопросу: «Пользуетесь ли вы услугами какого-либо коммерческого банка?» — предлагаются варианты ответа «Да» и «Нет»;
  3. существуют определенные правила построения вопросов. Во-первых, нельзя включать в анкету вопросы, которые могут быть использованы против опрашиваемых. Во-вторых, в анкету не включаются вопросы, затрагивающие коммерческую тайну;
  4. порядок следования вопросов в анкете должен иметь логическую обоснованность, в идеале они «перетекают» один в другой;
  5. в анкету желательно включать дополнительные вопросы, позволяющие получить избыточную информацию, необходимую для логической обработки «проблемных» вопросов, на которые часто даются неверные ответы;
  6. наличие инструкции, разъясняющей респонденту содержание «трудных» вопросов, позволяет значительно снизить процент получения неверных ответов.

Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:

  • выбор места и времени проведения наблюдения;
  • выбор формы, вида и способа наблюдения;
  • выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;
  • выбор или разработка программного обеспечения наблюдения;
  • оценка затрат на проведение обследования;
  • обучение кадров для проведения наблюдения;
  • подготовительная работа с респондентами.

Местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения. Выбор времени проведения наблюдения подразумевает установление критического момента наблюдения и срока проведения наблюдения. Критический момент наблюдения — это момент времени, по отношению к которому собираются статистические сведения. Так, критическим моментом при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г. было 0 часов в ночь с 8 на 9 октября 2002 г. Все сведения, зарегистрированные в опросных листах переписи, относятся именно к этому моменту. Например, если ребенок родился в 0 часов 10 мин 9 октября, а счетчик пришел в данный дом 12 октября, этот ребенок не подлежал регистрации, как еще не родившийся на момент переписи. Под сроком проведения наблюдения понимают интервал времени, в течение которого происходит сбор статистической информации: заполняются опросные листы либо анкеты и т. п. К организационным вопросам подготовки статистического наблюдения относится также выбор вида статистического формуляра и его оформление. Статистический формуляр — это статистический документ, содержащий программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения. Формуляр может иметь вид статистического отчета официально установленной формы, переписного листа (при проведении переписей), анкеты и др. Формуляр, как правило, содержит титульную и адресную части. Титульная часть состоит из названия статистического наблюдения, указания органа, проводящего его, а также данных о том, кем и когда утвержден данный формуляр (если это формуляр статистической отчетности). Адресная часть содержит координаты единицы наблюдения, которыми могут быть название организации, ее адрес, номер телефона, подчиненность и т. п. (если это формуляр статистической отчетности). Но статистические опросы могут быть и анонимными, тогда адресной части в формуляре нет.

К организационному этапу обследования также относится выбор программного обеспечения наблюдения или его разработка. Эта часть работы имеет место в масштабных обследованиях, когда приходится обрабатывать сотни, тысячи или даже миллионы анкет, как при переписях населения.

Оценка затрат на проведение статистического наблюдения идет по следующим направлениям расходов:

  • получение предварительной информации об изучаемой совокупности;
  • организация и проведение сбора первичной статистической информации (разработка и размножение формуляров и прочей документации, оплата работы счетчиков);
  • обучение персонала, принимающего участие в обследовании;
  • программное обеспечение, используемое в ходе обследования;
  • прочие статьи затрат.

При проведении масштабных наблюдений, таких, как перепись, особо остро стоит вопрос подготовки кадров для организации наблюдения. С этой целью сотрудники статистических органов проводят различного рода семинары, инструктажи с будущими счетчиками (так называют лиц, которые проводят опросы) по вопросам заполнения анкет, разъясняют им, как вести себя в непредвиденных ситуациях, решают вопросы личной безопасности счетчиков.

При проведении массовых обследований населения на этапе организации наблюдения проводится работа и с респондентами. Им разъясняют цели и задачи обследования, его значение. Подобная работа позволяет снизить долю незаполненных анкет, предупредить некоторые ошибки их заполнения и повысить эффективность работы счетчиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.