Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие исполнительной власти и ее место в системе разделения власти в Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.






Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Признаки исполнительной власти:

• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

• предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

• принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

• организующий характер.

Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

- каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

- приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам;

- не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

- осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

- гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

- для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.

Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, Т.е. - когда эти требования нарушаются, и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

- отношения власти с гражданином;

- хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

- отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» указом Президента было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В указе Президента РФ при определении структуры федеральных органов исполнительной власти они поделены на три группы. В первую группу входят федеральные министерства, федеральные службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам данной группы. Вторую группу составляют федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В третьей группе – федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

 

119. Правительство Российской Федерации: порядок формирования и прекращения деятельности, состав и структура.

Правительство РФ является органом гос. власти, осуществляет исполнительную власть РФ.

Согласно ст. 111 – 112 Конституции РФ порядок формирования Правительства РФ проходит в два этапа. На первом этапе Председатель Правительства Российской Федерации должен быть назначен Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

О последствиях трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур, влекущего роспуск Государственной Думы, возник неясный вопрос о том, может ли Президент трижды предлагать одну и ту же кандидатуру. По этому поводу состоялось Постановление Конституционного Суда о толковании части 4 ст. 111 Конституции. Решением Конституционного Суда было признано, что из смысла данной статьи во взаимосвязи с другими нормами Конституции вытекает право Президента представлять одного и того же кандидата дважды или каждый раз нового кандидата, его право настаивать на ее одобрении как и право Государственной Думы давать или не давать согласия на назначение Председателя Правительства.

На втором этапе Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Эта структура утверждается указом Президента РФ. Председатель Правительства РФ в соответствии с утвержденной структурой федеральных органов исполнительной власти предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Президент РФ в случае его согласия с указанными кандидатурами, утверждает их своими указами на соответствующие должности.

Конституция устанавливает несколько основания прекращения полномочий Правительства РФ. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Конституция РФ прямо не указывает для Правительства общего срока деятельности, а увязывает его со сроком деятельности Президента РФ. Но поскольку Президент РФ избирается на четыре года, следовательно, и общий срок полномочий Правительства РФ составляет четыре года.

В Конституции РФ установлено четыре условия, при наступлении одного из которых может последовать досрочное прекращение полномочий Правительства РФ: 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации; 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации; 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу; 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Постановка данного вопроса может быть связана с требованиями Правительства РФ к Государственной Думе решить тот или иной вопрос (например, утвердить представленный Правительством РФ проект федерального бюджета).

Состав – виды должностей, образующих орган (установлен ФКЗ):

· Председатель правительства

· Заместители Председателя Правительства

· Члены правительства – федеральные министры

Структура – количество и конкретное наименование должностей, определяемое Президентом по Представлению Председателя Правительства в процессе формирования органа.

Структура Правительства

- Председатель правительства;

- Первый заместитель Председателя правительства;

- Первый заместитель Председателя правительства;

- Заместитель Председателя правительства;

- Министр финансов Российской Федерации, в т.ч. Заместитель Председателя правительства

- Руководитель Аппарата правительства, в т.ч. Заместитель Председателя правительства






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.