Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Российской Федерации в свете основных тенденций развития современной правовой культуры.






Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:
1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;
2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;
3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;
4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;
5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;
6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;
7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.
В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого. Важными задачами науки КП. Российской Федерации на совр. этапе являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества. Ближайшими целями развития российского конституционного права являются совершенствование и укрепление: гарантий осуществления прав и свобод граждан; правовых основ функционирования гражданского общества; организации и деятельности органов государственной власти, в том числе и федеральных; конституционных принципов федерализма и т. д.
Формирование конст. правовой культуры гос. и мун служащих не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Роль КП заключается в создании морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, государством обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение достоинства

125. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации: порядок избрания и прекращения деятельности, структура, компетенция, ак-ты.

З аконодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основевсеобщего равного и прямого избирательного пра-ва при тайном голосовании. Структура и порядок формирования представи-тельных органов субъектов РФ устанавливается кон-ституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ.В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего соста-ва рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспеченияхарактера.

Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов

законодательного (представительного) органа госу-дарственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ - не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа

пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет._

 

_

126. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации: порядок избрания и прекращения деятельности, компетенция, акты

. Высшее должностное лицо субъекта РФ — должностное лицо, представляющее субъект РФ и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган гос.власти субъекта РФ). Гражданин РФ наделяется полномочиями ВДЛ S РФ по представлению Президента РФ закон-ным органом S РФ. Если уставом S предусмотрен двухпалатный закон-ный орган субъекта РФ, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат. Решение законодательного органа субъекта РФ о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа. ВДЛ субъекта РФ м.б. гражданин РФ, не имеющий гражданства иностр.гос. либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностр. гос., и достигший возраста 30 лет. Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается уставом субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. В целом, ВДЛ субъекта РФ имеет следующие полномочия: представляет субъект РФ в отношениях с иными субъектами РФ, органами гос.власти; подписывает законы, принятые законод.органом власти; формирует в установленном конституцией (уставом) субъекта РФ порядке и в соответствии со структурой органов испол.власти высший орган испол.власти субъекта РФ; вправе требовать созыва внеочередного заседания закон.органа гос.власти субъекта РФ; вправе участвовать в работе закон-го (предст-го) органа власти субъекта РФ; осуществляет иные полномочия в соответствии с закон-вом, обеспечивает координацию деятельности органов испол.власти субъекта РФ с иными органами гос.власти субъекта РФ и может организовывать взаимодействие органов испол.власти субъекта РФ с фед.органами испол.власти и их территориальными органами, ОМСУ и общественными объединениями. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случае: а) его смерти; б) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законод.органом субъекта РФ; в) его отставки по собственному желанию; г) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; з) его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; и) утраты им гражданства РФ

127. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовое положение, компетенция, акты.

Органы исполнительной власти субъектов

РФ - органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов. Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта

РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие служ бы администрации, находящиеся в двойном подчи нении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ. Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии

с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязатель-

ных признаков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.