Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные программы поддержки и развития АПК






Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,

Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы - превышен его дореформенный уровень.

 

Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2, 4-2, 5%, производства пищевых продуктов - 4, 3-5, 0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.

К приоритетам первого уровня относятся:

-в сфере производства - зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;

-скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

-в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны;

-в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемых пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

-в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

-в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

-научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:

-развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

-обеспечение животноводства растительным кормовым белком;

-экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

-рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны с учетом климатических условий минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.

Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны. Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» включает основные мероприятия:

-повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;

-сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;

-развитие селекции и семеноводства;

-стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;

-развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;

-развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;

поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

-развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства;

-кредитование подотрасли растениеводства;

-сельскохозяйственное страхование;

-развитие переработки продукции растениеводства;

-регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.

В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера, удельный вес отечественного производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла, картофеля.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет 561 197 025, 10 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 97 063 854, 32 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

В подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» выделены основные мероприятия:

-племенное животноводство;

-развитие мясного и молочного животноводства;

-развитию козоводства и овцеводства;

-развитие северного оленеводства и табунного коневодства;

-мероприятия в области ветеринарии;

-развитие переработки животноводческой продукции;

-поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

-развитие инфраструктуры и логистическое обеспечение мясного и молочного рынков, регулирование мясного и молочного рынков;

-кредитование подотрасли животноводства;

-сельскохозяйственное страхование;

-регулирование мясного и молочного рынков.

Индикаторами реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла животного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес отечественной мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета составит за весь период ее реализации

672 897 893, 09 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 99 760 996, 40 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:

-поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

-развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

-субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам малым формам хозяйствования;

-государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных;

-Оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.

В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие: количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств; количество построенных ими или реконструированных семейных животноводческих ферм; объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования; прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

 

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за весь период ее реализации за счет средств федерального бюджета составит

109 241 301, 34 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 15 696 560, 37 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

В подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» вошли следующие основные мероприятия:

-обновление парка сельскохозяйственной техники;

-энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

-модернизация машиноиспытательных станций;

-развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

-создание и развитие деятельности инновационных центров.

Индикаторами реализации подпрограммы являются: объемы приобретения основных видов техники сельскохозяйственными организациями; объемы испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования машинно-испытательными станциями; доля энергетических ресурсов, производимых сельскохозяйственными организациями с использованием возобновляемых источников энергии; количество региональных организаций сельскохозяйственного консультирования и инновационных центров; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве и в производстве пищевых продуктов. Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит 121 567 195, 08 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 18 084 800, 52 тыс. руб. Подпрограмма «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)» предполагает осуществление следующих основных мероприятий:

-создание корпоративной защищенной информационно-коммуникационной сети;

-совершенствование системы сбора и обработки статистической информации;

-создание системы автоматизированного ведения паспортов сельскохозяйственных товаропроизводителей и учета результатов сельскохозяйственной переписи;

-создание системы комплексного оперативного мониторинга;

-создание системы анализа угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;

-развитие системы оказания государственных услуг;

обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Индикаторами реализации подпрограммы предусмотрены: доля региональных и муниципальных органов управления АПК, использующих индивидуальные ресурсы СГИО (ГАСУ АПК); уровень паспортизации сельскохозяйственных товаропроизводителей; доля земель сельскохозяйственного назначения, охваченных системой государственного мониторинга; количество видов государственных и консультационных услуг и сервисов, предоставляемых в электронном виде. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит

1837 210, 83 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 164 169, 87 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

Подпрограмма «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» включает основные мероприятия:

-реализация перспективных инновационных проектов, финансируемых на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

-фундаментальные исследования в соответствии с Планом фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки, который формируется в составе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, принимаемой Правительством Российской Федерации.

Индикаторы реализации подпрограммы: число отечественных и зарубежных патентов на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями сельскохозяйственной науки; объем средств, поступивших научным организациям от передачи технологий; объем средств, поступивших научным организациям по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации 15 580 652, 64 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 2 310 070, 28 тыс. руб., Россельхозакадемии - 64 188 000, 00 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 8 792 000, 00 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

Подпрограмма «Обеспечение функции управления реализацией Государственной программы» включает следующие основные мероприятия:

-совершенствование управления реализацией Государственной программы;

совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

-совершенствование системы финансового оздоровления;

-выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Государственной программы.

 

В качестве индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены: индексы объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и пищевых продуктов, включая напитки, и табака, в % к предыдущему году, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций. Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета на весь срок ее реализации составляет по расходам на содержание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций - 203 233 818, 10 тыс. руб., в том числе в 2020г. - 29 844 924, 30 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

В Государственную программу входят федеральные целевые программы по проблеме социального развития сельских территорий:

-«Социальное развитие села до 2013 года», являющаяся продолжением аналогичной программы, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2012 года и пролонгированной на 2013 год;

-«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, состоит из следующих основных мероприятий:

-диверсификация сельской экономики;

-улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;

-развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

-поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

-поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;

-формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Индикаторы реализации мероприятий Федеральной целевой программы включают: ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и специалистов; ввод в действие основных объектов социальной сферы сельских территорий; количество пилотных проектов по комплексной застройке и благоустройству сельских территорий; количество субъектов Российской Федерации, получающих федеральную поддержку на реализацию региональных проектов развития несельскохозяйственной деятельности; количество сельских поселений, получивших грантовую поддержку на реализацию местных инициатив. Общий объем финансирования Федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета за 2014-2020 гг. составит 294 540 000, 00 тыс. руб., в том числе в 2020 г. 54 440 000, 00 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» предусматривает осуществление следующих основных мероприятий по:

-техническому перевооружению, реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидромелиоративных сооружений;

-противопаводковым мероприятиям, мелиоративным мероприятиям на рыбоводных прудах, агролесомелиоративным и фитомелиоративным мероприятиям;

-поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных оросительных и осушительных систем;

-научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области мелиорации.

Индикаторами реализации Федеральной целевой программы являются: увеличение сельскохозяйственных угодий, на которых осуществлено строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение гидромелиоративных систем; площади, на которых предотвращено выбытие их из оборота за счет проведения культуртехнических и других работ; водосбережение за счет повышения КПД гидромелиоративных систем; площади обводнения территорий и защита от затопления и подтопления. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета за весь период реализации Федеральной целевой программы составит 61 069 841, 44 тыс. руб., в том числе в 2020 г. - 9 015 800, 15 тыс. руб. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

Основные мероприятия, осуществляемые субъектами Российской Федерации в составе Государственной программы обеспечивают достижение её целей и задач, учитывают специфику природно-экономических условий функционирования региональных агропромышленных комплексов и реализуются на основе:

-софинансирования основной части мероприятий с федеральным бюджетом в размерах, определенных в Государственной программе или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

-реализации экономически значимых региональных программ, финансирование которых осуществляется при поддержке средств федерального бюджета, в соответствии с основными мероприятиями Государственной программы;

-осуществления региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансируемых из средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации или внебюджетных источников. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа https://ptica-ru.ru, свободный.- Загл. с экрана

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующие основные направления реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

 

№99

Особенности экономики РФ как объекта ГРЭ заключаются в следующих факторах:

§ Реальные геополитические условия как результат истории: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом);

§ богатейшие природные ресурсы - занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий); крупнейший производитель алмазов, 45% лесных массивов принадлежит России, но почти не перерабатываем лес (на нашем лесе поднялась бумажная и лесоперерабатывающая промышленность Финляндии, выпускаем в 5 раз бумаги меньше Финляндии);

§ высокие энергозатраты и в целом издержки производства - добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (Север и Сибирь); огромные расстояния между центрами добычи и переработки, что повышает издержки из-за транспортных расходов. Необходимо знать объективные условия своей жизнедеятельности и уже под них подбирать новации (географические, природно-климатические, коммуникации). Нужно понимать, что в России именно по этим причинам нельзя создать образ жизни, сравнимый со странами Срединоземноморья или Атлантики;

§ Естественно-общественные формы жизнедеятельности (структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений. технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет).

§ Соотношение национальной самобытности и заимствования, а для этого нужно знать и изучать достижения всего человечества.

§ Учет культурно-исторического наследия и накопленного национального богатства. В России у нему относятся: вече, собор, казачий круг, дума, артель, община;

§ коллективистские начала в противовес западному индивидуализму;

§ Имеющуюся на сегодняшний дел материальную базу страны;

§ Социальную сферу общества и социальную инфраструктуру;

§ Духовную культуру общества;

§ Научно-технический прогресс и развитость инновационного сектора экономики;

§ Состояние и развитость субъективного фактора, в котором аккумулируется исторический опыт людей.

Таким образом, особенность государственного регулирования экономики России заключается:

1. особенностях ее народнохозяйственного комплекса: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство, богатство природных ресурсов.

2. В духовно-нравственном состоянии трудовых ресурсов.

3. В сложной социальной структуре общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.