Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет как средство регулирования экономики






Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. В зависимости от административно-территориального устройства управления конкретной страны (двухступенчатого - центральные и местные органы или трехступенчатого - центральная власть, правительства республик, областей, земель, провинций, штатов и т.п., а также местные органы - муниципалитеты, территориальные общины, коммуны и т.д.) бюджеты делятся на центральные, региональные и местные. Между ними существуют довольно сложные отношения по распределению доходов по видам поступлений и долей в них отдельных бюджетов, а также через перераспределительные функции центрального бюджета.

Отношения центрального бюджета с региональными и местными достаточно неравнозначны. В некоторых территориальных единицах Министерство финансов забирает большую долю налогов и сбора в центральный бюджет, в других - меньше. Поступления дотаций из центра в бюджеты административных единиц зависит от уровня развития отдельных территорий и целей государственного регулирования экономики.

Иногда используют понятие совокупного или консолидированного, государственного бюджета, охватывающий бюджеты всех административных единиц страны.

Центральный бюджет обсуждается и принимается парламентом страны, местные бюджеты - парламентами соответствующих административно-территориальных единиц. После завершения финансового года уполномоченные представители финансовых органов подают в законодательные собрания отчеты об исполнении бюджета, то есть мобилизации доходов и осуществления расходов, согласно принятому в отчетном году закона о бюджете. Отчеты органов исполнительной власти обсуждаются депутатами, а по результатам выполнения бюджета оценивается их работа.

Государственный бюджет всегда был компромиссный и отражал соотношение сил основных носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и наемными работниками по поводу налогообложения собственности, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные цели; между общегосударственными и местными интересами, между промышленными и сельскохозяйственными регионами по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; между интересами отдельных отраслей и компаний по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных вознаграждений. Достижения таких компромиссов сопровождается политической борьбой.

К важнейших показателей, характеризующих бюджет, относятся:

• доля средств, ежегодно распределяется через бюджет, в валовом внутреннем и чистом национальном продукте страны;

• покрытие бюджетных расходов доходами - дефицит или избыток поступлений по сравнению с затратами (последнее редко наблюдается как в развитых странах, так и в развивающихся странах);

• структура бюджетных расходов, в частности доля на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.

В случае возникновения дефицита бюджета рычагом государственного регулирования экономики должны быть данные о том, из каких источников правительство берет средства для покрытия дефицита.

К государственным финансам относятся также внебюджетные фонды целевого назначения. Они формируются за счет специальных взносов или отчислений и по экономической сущности являются целевыми прямыми или опосредованными налогами. Среди внебюджетных фондов наибольший по размерам является центральный пенсионный. В нем накапливаются обязательные взносы предприятий и наемных лиц; иногда сюда поступают государственные дотации для обеспечения в дальнейшем выплат пенсий. Специальные внебюджетные фонды выполняют несколько функций, дополняя государственный бюджет в сфере регулирования экономики:

• не зависят от состояния бюджета и выполняют целевую роль даже при дефиците государственного бюджета. их расходы нельзя сокращать. Они гарантируют выполнение некоторых важных задач государственного регулирования развития экономики (строительство и содержание дорог, выплата пенсий);

• дают возможность манипулировать показателями исполнения бюджета, в частности скрывать часть или весь дефицит бюджета в специальных фондах. Нередко именно этим объясняется то, что некоторые внебюджетные фонды расходуются не по назначению;

• не подотчетны парламентам, а следовательно не дают дополнительные возможности исполнительной власти для маневрирования, делают ее более независимой от парламентских намерений.

На состояние экономики в значительной степени влияют государственные дотации на жилищное строительство. Они не только увеличивают спрос на земельные участки, строительные материалы, но и выполняют роль емкого рынка для некоторых подотраслей промышленности (производство подъемно-транспортного, телевизионного, электробытового оборудования, труб, санитарно-технических изделий, паркета и др.). Жилищное строительство является генератором спроса на мебель, кухонное оборудование, бытовые приборы длительного пользования и т.д. Расходы государственного бюджета на нужды народного хозяйства осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий, заказов и закупок. Они тратятся прежде по следующим направлениям: инфраструктура, сельское хозяйство, дотации государственному сектору экономики, поддержка экспортеров товаров, услуг и капитала. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходных сумм (их доли от ВВП), структуры этих расходов, а также от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Роль бюджетных расходов в хозяйстве отдельных стран обусловлена ​ ​ значительной степени разным уровнем развития государственного регулирования экономики, разными целями, различиями в национальном опыте программирования социально-экономического развития.

 

№101

48. Государственное регулирование сферы научных исследований.

Государство может регулировать приток и использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования научно-технологической деятельности. Ориентиром для инвесторов будет служить долгосрочная стратегия научно-технологического развития, обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ по крайней мере в тех областях, где факторы - суровость климата, удаленность производственных объектов и материалоемкость продукции - играют менее существенную роль. Прежде всего это - отрасли высоких технологий, использующие научно-технический задел и накопленный опыт развития.

 

Для своевременной корректировки государственных приоритетов научно-технологического развития будет необходима комплексная система прогнозирования приоритетных направлений науки и технологий. Эти приоритеты должны определять технологическую структуру экономики на период не менее 5--10 лет.

Представляется, что государственная поддержка областей технологического роста должна осуществляться главным образом в рамках реализации нескольких целевых стратегических межотраслевых проектов или государственных программ создания новых продуктов или инновационного развития регионов, участниками которых будут как государственные научно-технические организации федерального и регионального уровней (академические институты и центры, федеральные центры науки и высоких технологий, государственные научные центры, вузовские научные структуры и пр.), так и научно-исследовательские институты, конструкторские, проектные, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские, технологические и промышленные предприятия предпринимательского сектора, а также финансово-кредитные, маркетинговые, инжиниринговые, консалтинговые и иные организации. Реализация таких программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственно-частного инновационно-технологического партнерства. Даже располагая ресурсами, государство должно постепенно переходить от практики прямых государственных вложений в научно-технологическую сферу к косвенным методам регулирования ее развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР, выполненных за госбюджетные средства, в промышленность. Фундаментальные и поисковые исследования - основа технологического развития страны - должны получать прямую финансовую поддержку государства.

Главным предметом внимания должна быть конкурентоспособность российских наукоемких отраслей экономики, обеспечение соответствия отечественной наукоемкой продукции требованиям международных стандартов качества и охраны окружающей среды. Действия государства в этом направлении должны координироваться единым межведомственным постоянно действующим органом по конкурентоспособности.

Государство должно включать в число основных государственных приоритетов оказание поддержки развитию научно-инновационной инфраструктуры - уникальных объектов материально-технической базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих инновационному развитию на федеральном и региональном уровнях. Оно также должно содействовать оказанию услуг предпринимательскому сектору экономики, необходимых в процессе исследовательской и внедренческой работы, а также помогать выходу отечественных производителей товаров и услуг на мировой рынок.

Должна осуществляться государственная поддержка формированию крупных научно-производственных комплексов, региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал регионов на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать эффективное развитие регионов и увеличение занятости их населения.

- самого гибкого, склонного к риску и инициативного участника рынка - коммерческих предприятий, ориентированных на поиски и доработку инновационных идей, а также обеспечивающих их структур, таких, как " технологические инкубаторы", технопарки, инновационные центры.

Одним из потенциальных путей рационального развития отечественной науки и технологий должна быть государственная поддержка создания и использования двойных технологий как в гражданском, так и в военном секторе. Взаимная передача созданных технологий из одного сектора в другой призвана обеспечить использование их технологических заделов и возможностей в интересах российской экономики, эффективное использование государственных ресурсов.

Прямая государственная поддержка должна оказываться традиционным отраслям промышленности, обеспечивающим базовые потребности граждан, для повышения уровня их технологической оснащенности. При всем многообразии задач и функций государства в части формирования инновационной экономики главной задачей в этом процессе должно являться формирование трудовых ресурсов, способных работать в этой экономике, воспринимать, генерировать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок. Предлагаемую программу развития научно-технологической сферы не удастся реализовать, если мы не привлечем в науку молодежь. В срочном порядке должна быть сформирована национальная программа привлечения и закрепления в науке молодых ученых и специалистов. Необходимо срочно расширить подготовку инновационных менеджеров, способных обеспечить эффективную реализацию всего инновационного цикла - коммерциализацию идей и технологий.

Формируя многосекторную экономику, государство будет избегать директивного управления, учитывать в рамках системы консультаций мнение и потребности различных общественных кругов и структур, т.е. должен установиться реальный контроль общества за формированием и реализацией государственной политики. Осуществление общегосударственного процесса принятия решений должно опираться на мнение ученых и специалистов академической, отраслевой и вузовской науки. Федеральным и региональным органам исполнительной власти уместно предоставлять права по осуществлению и распоряжению результатами хозяйственной деятельности, направленной на получение конечных научно-технологических результатов, удовлетворение потребностей рынка, при одновременном расширении ответственности за итоги этой деятельности. Это, в частности, относится к ведению оперативного хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.

За государством должны быть закреплены исключительные права только на результаты научно-технологической деятельности, которые оно будет доводить до промышленного применения и реализации. Прежде всего это касается научно-технической деятельности в интересах обороны и национальной безопасности. В иных случаях именно организации, разрабатывающие наукоемкую продукцию, должны обладать правами на результаты своей научно-технологической деятельности. Только таким образом мы сможем активизировать инновационную деятельность предприятий и защитить научно-технологический потенциал России.

Федеральный орган исполнительной власти, координирующий развитие научно-технологической сферы России, должен иметь полномочия на проведение обследований деятельности научных организаций, заказа исследований, выявляющих проблемы развития науки и технологий, создание консультационных органов для принятия решений. Научные работы фундаментального характера должны координироваться Российской академией наук.

Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической сферы должны стать государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемый в рамках государственного контракта. При этом как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств, а также обязательное подключение структур малого бизнеса к обеспечению потребностей государства.

Описанная в общих чертах модель развития отечественной научно-технической сферы должна быть разъяснена и принята обществом, закреплена законодательным путем.

Всевозможное содействие национальной инновационной деятельности должно быть вменено в обязанность всем служащим государственных органов исполнительной власти (именно так было сделано в США в 1986 г.), быть приоритетным направлением деятельности научно-инновационной комиссии при Правительстве РФ. Реализация инновационно-технологической модели потребует принятия детальной государственной программы перехода на инновационный путь развития на несколько лет с периодической коррекцией в зависимости от достигнутых результатов.

Требуется разработка национальной инновационной системы, имеющей всеобъемлющий характер и отражающей интересы всех сфер общества. Представленная модель научно-технологической сферы России направлена на коммерциализацию научно-технологического потенциала страны, создание новых продуктов, ожидаемых рынком. Она исходит из опоры на собственные кадровые, исследовательские и производственные ресурсы - высокотехнологическое ядро хозяйства, позволяющее избежать имитационного развития. Опыт развития с опорой на собственные силы имеется в российской истории: лишь 40 лет потребовалось для превращения России в одну из двух научно-технических сверхдержав второй половины ХХ века.

Методы управления национальным научно-технологическим потенциалом в интересах выполнения общенациональных целей имеют особое значение. Описанная модель научно-технологической сферы России будет предусматривать создание новых и развитие показавших свою эффективность механизмов, побуждающих исследовательскую и производственную системы следовать в русле государственных приоритетов.

Среди них наиболее важными представляются следующие: - повышение эффективности координации действий и ответственности за принимаемые решения в сфере науки, инноваций и образования федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе за счет формирования механизмов межведомственной координации в области менеджмента качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, технологий и услуг; -- периодическая корректировка приоритетов развития науки и технологий с учетом изменения социально-экономических потребностей и новых достижений науки и практики; создание механизмов консультаций различных общественных слоев для формирования направлений развития научно-технологической сферы, а также создания технологий для решения ключевых научно-технических и социально-экономических задач; -- оптимизация институциональной структуры российской сферы науки и инноваций; организационно-правовое оформление государственного сектора науки; -- проработка рыночных перспектив направлений и ключевых областей развития науки и технологий с участием независимых экономических центров и банков; -- повышение роли государственной аккредитации научных организаций в стимулировании инновационной деятельности; -- совершенствование и принятие новых правовых документов по широкому спектру проблем научно-инновационной деятельности, включая: · развитие государственной контрактной системы в области НИОКР (формирование системы федерального контрактного права) для вовлечения потенциала научно-технических организаций; · организацию инновационной деятельности и формы сотрудничества (партнерства) государственного сектора науки с деловыми и промышленными структурами в проведении исследований и разработок и коммерциализации их результатов; · коммерциализацию результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета; · государственную политику в области стандартов и нормативов, в том числе экологических; формирование механизмов обеспечения национальной научно-технологической безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики; · борьбу с преступностью в сфере высоких технологий.

 

№ 102

Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. Основа монополизма в экономике заключается в доминирующем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему:

-оказывать решающее влияние на конкуренцию

-затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

В системе антимонопольного регулирования экономики в любой стране само понятие монополиста определяется через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определённого товара (услуги), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. Недобросовестной конкуренцией считают любые действия, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Это – распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; ложная информация о потребительских свойствах и месте изготовления продукции; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Антимонопольная деятельность государства предполагает:

1.запрет ограничивать свободу конкуренции;

2.государственно-властные меры, препятствующие захвату отдельными организациями доминирующего положения на рынке;

3.поддержку предпринимательства путём осуществления мер по стимулированию увеличения объектов производства дефицитной продукции, способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

Целями антимонопольной деятельности государства являются:

насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений;

ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;

защита прав потребителей.

 

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором, во-первых, удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; во-вторых, товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий включает: целевое регулирование (в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию); определение потребителей для обязательного обслуживания; установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с украинским законодательством.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.