Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная, философская и научная картина мира






Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Религиозная картина мира такова: в христианской религии Бог творит мир из Ничего, и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей, наделял их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречий религиозных христианских представлений: человек и свободен, и предопределен.

Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом. Но Дьявол только обезьяна Бога, он сам не выступает созидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. Отношение между добром и злом несимметрично: Бог всегда сильнее, он – заведомый победитель. Он вечен и ему все подвластно.

В религии происходит удвоение пространства. Пространство – это вместилище, в котором располагаются все существующее. Соответственно, выделяется пространство обычное и запредельное пространство: Небо и адские слои.

В христианской религии в запредельном мире, как высшем мире, выстраивается своя пространственная иерархия, куда входят ангелы разных чинов, различающихся по их близости к Богу. Внизу ангелы в узком смысле слова, архангелы и начала, выше – ангелы господства силы и власти; в непосредственной близости от божественной троицы располагаются херувимы, серафимы, престолы. К божественному миру относятся: рай – неземное блаженство, где находятся праведные бессмертные души; и ад – где души грешников подвергаются за свои злодеяния вечным мукам. Часть священного (сакрального) пространства присутствует в земном эмпирическом мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.

В буддизме дается многоступенчатая пространственная модель мира как целого. Существует 31 ступень бытия, причем в каждой последующей ступени увеличивается одухотворенность. Первые 11 ступеней называются кармалока, они связаны с кармой – законом воздаяния. Здесь, на самых нижних ступенях, расположены обитатели ада, а на верхней – прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С 12-й по 27-ю ступень простирается рупалока – мир духовных форм, а еще выше, 28 – 31-я ступень, находится арупалока – мир бесформенного духа, пустоты, называемый также «Космическим телом Будды».

В политеизме древних греков время выступает как циклическое, история не имеет направленности. Космос появился из первозданного Хаоса, и с тех пор мир живет космическими природными циклами, связанными с земледельческими работами. В некоторых античных источниках встречается мнение о том, что нынешнее человечество оставило позади Золотой век и пребывает в веке Железном.

В буддизме Космическое время является периодическим; периоды носят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели всякий раз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшие циклы – юги: Крита – юга, Трета – юга, Двапара – юга, Кали – юга (называется Железным веком, в котором сейчас пребывают люди). В буддизме, как и в других религиях, имеется и свое мифологическое время, в которое происходят чудесные события: рождение Будды, подвиги многочисленных богов и героев.

В христианстве мировое время оказывается выстроенным линейно. История – это путь, который имеет свое начало, и конец. Направленность осуществляется через род этапов, событий: сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа, дальнейшее грехопадение или развитие духовности личностей, второе пришествие и Страшный суд; после чего исчезает нынешнее человеческое время.

Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений мира как целостность по правилам определенной науки с использованием её особого языка. Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают за наглядный образ мира в целом.

Диалектико-материалистическая картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах – онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему эта философская картина мира не похожа на другие. Её отличает от религиозной и мифологической картин мира то, что диалектико-материалистическая философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно. Диалектико-материалистическое философское знание – это знание или взгляд живого человека, в котором формируется ценностное отношение к миру.

В рамках диалектико-материалистической философии мир бесконечно сложен и необъятен. Он осмысливается как системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

Человека всегда волновала проблема происхождения окружающего его мира, его сущность и структура. Началом целостного теоретического познания Вселенной следует считать древние космогонические мифы народов мира, особенно греческие и индийские. Однако довольно наивная трактовка природных сил, их обожествление и мистификация уже в древности не могли удовлетворить наиболее пытливые умы человечества и избавить человечество от страха перед Природой. Возникла потребность в научном обосновании природных явлений. Потребовался синтез мифологии, как первого типа мировоззрения и первой формы теоретического знания, и науки, как рационально-эмпирического знания о природе, трактующего его отдельные сущности. Этот синтез обеспечила философия, дающая теоретическое обоснование и логическую доказуемость предельно общим закономерностям Природы как единого, взаимосвязанного целого, выделяющая из суммы обыденных фактов систему всеобщих универсалий.

Изучение и трактовка сущности неба и светил началось с самого момента возникновения философии как нового типа мировоззрения. Фалес Милетский в VI веке до н. э. составил примерную таблицу солнечных затмений и схему их предсказаний. Эпикур опровергнул божественную трактовку небесных тел и обосновал их естественную и изменчивую природу. Однако, абсолютизируя чувственное восприятие как единственный критерий истины, эпикурейцы считали, что размеры Солнца, Луны и других небесных тел таковы, какими мы их видим. Анаксагор, осмелившийся высказать мысль о том, что Солнце – это огромная раскаленная глыба, едва не был изгнан за пределы Греции.

Средние века практически не дали ничего нового в изучении системы мироздания. Лишь в XV веке появились новые оригинальные концепции сущности и строения Вселенной. Николай Кузанский провозгласил бесконечное разнообразие и взаимосвязь Вселенной, выразив это следующим образом: «Во Вселенной нет ничего такого, что не обладало бы некой особенностью, которой оно не разделяет ни с чем другим... Обособляющие начала не образуют в одном точно такой же гармоничной пропорции, как и в другом». Из этого положения Николая Кузанского вытекало два вывода. Во-первых, Вселенная бесконечна и нет предела ее познанию; во-вторых, каждый человек, в силу своей неповторимости, видит и выражает ее в особой, ценностно-мировоззренческой форме.

К традиции античных натурфилософов обратился первый европейский астроном Николай Коперник, написавший в 1543 г. книгу «О вращении небесных тел», в которой поместил Солнце в центр Солнечной системы и обосновал суточное вращение Земли вокруг своей оси, предположил, что звезды – это удаленные солнца. Джордано Бруно выдвинул положение о множественности миров и бесконечности Вселенной, у которой нет ни края, ни центра, ни верха, ни низа, ни правой, ни левой стороны; она многообразна, но едина в своем многообразии.

Иоганн Кеплер вычислил эллипсовидные орбиты планет и предложил геометрическую структуру мироздания. Галилео Галилей изобрел телескоп и наблюдал звездное вещество Млечного Пути. Однако все эти гипотезы касались лишь структуры Вселенной, но оставляли нерешенной проблему ее происхождения и сущности. Рене Декарт первый выдвинул идею всеобщей эволюции Вселенной от звезд до животных и человека. Но при этом Декарт считал, что Вселенная – это огромный механизм и органический мир также состоит из сложных машин. Эти идеи подхватил Исаак Ньютон, который развил мысли Декарта об эволюции Вселенной и выдвинул гипотезу о возникновении звезд из слоя равномерно распределенного вещества. Однако первая цельная и законченная теория происхождения и эволюции Вселенной была изложена в замечательном труде Иммануила Канта «Всеобщая естественная история и теория неба», написанном в 1755 г. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газопылевой туманности до сих пор является одной из фундаментальных основ современной астрономии. Кант первый приложил принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Его доводы опирались на предпосылку о единообразии (о единстве многообразного) Вселенной, из которой он делал вывод о том, что туманности есть гигантские скопления звезд. Кант выдвинул гипотезу о существовании Большой Вселенной галактик вне нашей Галактики и обосновал диалектику движения и покоя в изменчивости системы мироздания.

XX век принес миру открытие квантовой теории поля, которая наконец-то вплотную подошла к решению проблемы происхождения и эволюции Вселенной. Квантовая физика делает обнадеживающие успехи в понимании сущности фундаментальных взаимодействий, составляющих основу и форму проявления единой субстанции натуральной Природы. Современная астрофизика считает, что Вселенная возникла в результате большого взрыва – чудовищного катаклизма, длившегося не более 10 -32 с. Первоначальная субстанция Вселенной до взрыва должна была быть чрезвычайно плотной и горячей, но при этом весьма простой и абсолютно однородной, ибо такие огромные величины температуры и давления не позволяли существовать различным видам элементарных частиц, которые известны сегодня. Именно в момент взрыва возникла структурность материи, образовалось плазменное вещество, которое стало затем остывать, и из единой субстанций выделились четыре фундаментальных взаимодействия, которые связали Мир в единое целое.*

Дополнительная информация:

Из чего произошла Вселенная и чем был вызван Большой взрыв – всегда являлось величайшей космической загадкой. Тайну этого «беспричинного» космического события хранит квантовая физика, однако и в ней ученые разделились на два лагеря. Одни считают, что рождение Вселенной произошло в результате действия на нее извне какой-то сверхъестественной силы, непознаваемой и не поддающейся рациональному объяснению. Другие доказывают, что, хотя мы никогда не достигнем абсолютного и исчерпывающего знания о мире, тем не менее, все процессы и явления этого мира вытекают из законов самой Природы, Вселенной, которая есть причина и начало самой себя.

Выше мы уже упоминали о соотношении внешнего воздействия и внутренней изменчивости в развитии системы. По отношению к системе мироздания, к Вселенной, внешнее воздействие не применимо, а любой факт ее развития и преобразования происходит только в силу внутренней изменчивости, в том числе и такое явление, как Большой взрыв. С этой точки зрения Вселенная – в значительно большей мере продукт закономерности, нежели случая. Однако это положение не означает признания механического детерминизма и не отрицает роли случайности в развитии Вселенной. Но сама эта случайность понимается как следствие внутренней изменчивости системы, приводящей к появлению таких сущностей, какие ранее в системе не существовали.

Наличие механического детерминизма сделало бы невозможным не только сам Большой взрыв, но и дальнейшее качественное изменение системы мироздания. При этом условии Вселенная была бы похожа на великолепно отлаженный механизм, двигающийся по неизменному замкнутому кругу. Именно такая трактовка Вселенной как механизма находит свое отражение в концепциях Декарта и Ньютона. И именно поэтому им, для обоснования первоначала, пришлось прибегнуть к вмешательству Бога.

Однако уже в эпикурейской атомистике мы встречаем принцип самопроизвольного отклонения атома от прямой линии, а европейская философия Нового времени дает нам диалектику взаимодействия необходимости и случайности. Наличие случайности в Природе подтверждается и тем, что принцип симметрии не является абсолютным для системы мироздания. А именно, первоначальная Вселенная, до Большого взрыва, по всей вероятности, состояла из сверхплотного сгустка энергии, который спустя 10 -32с стал приобретать корпускулярные свойства. Сейчас в лабораторных условиях стало возможным, получение вещества из энергии, что еще раз доказывает универсальность и неуничтожимость материи. Однако, возникновение вещества, при этом, всегда сопровождается рождением равного количества антивещества, которое при взаимодействии с веществом вызывает аннигиляцию – уничтожение вещества. Содержание антивещества во Вселенной крайне незначительно. Спрашивается, куда же девалось эквивалентное существующему веществу антивещество, и почему оно не аннигилировало все вещество Вселенной? Ответ кроется все в той же диалектике необходимого и случайного, выразившейся в теории ассимметричности образования вещества и антивещества, доказанной в 1956 г. Т. Ли и Ч. Янгом. В 1967 году соотношение ассимметрии вещества было количественно определено А. Д. Сахаровым и выражалось следующим отношением: на каждый миллиард античастиц рождается миллиард одна частица. Таким образом, случайность нашла свое необходимое место в закономерности развития мироздания. Именно этот крошечный остаток случайности развития Мира и послужил тем материалом, из которого построено все существующее, включая и нас самих. Остальное вещество аннигилировало, образовав фоновое тепловое гамма-излучение с температурой в З К (кельвин, К = - 273°С или абсолютный нуль). Исследование этого фонового излучения дает нам более или менее точное время Большого взрыва, возраст которого датируется примерно 18 млрд. лет назад.

Итак, 18 млрд. лет назад в результате Большого взрыва, длившегося всего 10 -32с, образовалась современная Вселенная. В этот момент космос был заполнен сверхплотным месивом, «супом» чрезвычайно массивных частиц; плотность этого «супа» составляла 1073 кг/м3, а температура - 1028К. Сначала возникли электроны, нейтрино и кварки, затем – протоны и нейтроны. До конца первой секунды температура составляла 1028К, и все пространство было заполнено хаотически движущимися протонами, нейтронами и электронами. В течение первой минуты происходили реакции ядерного синтеза и образовались ядра будущих атомов. Спустя минуту температура упала до 108К, и ядерные реакции синтеза стали невозможны. Это объясняет тот факт, что 90% вещества Вселенной приходится на водород и 9% на гелий, то есть на простейшие атомы. На все остальные элементы периодической системы Менделеева приходится менее 1% вещества Вселенной.

Однако что же представляла из себя Вселенная до Большого взрыва? Известный советский физик Я. Б. Зельдович считает, что 18 млрд. лет назад все вещество Вселенной находилось в состоянии сингулярности – в точечном объеме с бесконечной массой и плотностью, и обосновывает гипотезу о квантовом рождении Вселенной «из ничего». Однако, если исходить из минимальных величин квантовой физики как предельно возможных состояний первоначальной Вселенной, то тогда ее размеры будут крайне малыми, но не бесконечно малыми, что не позволяет нам говорить о рождении Вселенной из «ничего» или из гипотетической точки.

Само слово «рождение» также следует брать в кавычки, ибо имеется в виду рождение формы, структуры и вещества современной Вселенной, но не рождение или возникновение «из ничего» Вселенной вообще, так как первоначальная Вселенная, сколлапсированная до размеров атома водорода или даже кванта пространства, уже содержала в себе всю будущую субстанцию нашего Мира – вещество, поле, энергию, пространство и время. Один из постулатов квантовой физики состоит в том, что пространство и время вне Вселенной не существуют. Многие ученые даже считают, что пространство и время возникли только в момент Большого взрыва. Эта позиция сразу рождает метафизическую проблему – имеет ли Вселенная начало во времени и бесконечна ли она в пространстве.

Теперь вернемся к вопросу – существует ли пространство и время в конечной фазе сжатия? Современная квантовая физика считает, что общая размерность пространствено-временного континуума = 10+1, то есть десять пространственных и одно временное. В нашем мире это соотношение = 3+1, а остальные семь пространственных измерений свернуты в суперсимметричную сферу и проявляются на крайне малых расстояниях, там где пространство становится дискретным и обладает свойствами частицы. В последней фазе сжатия все пространственные измерения скручиваются и замыкаются сами на себя имея бесконечный радиус кривизны. Время в этом состоянии Вселенной останавливается, поэтому становится бессмысленным вопрос о том, сколько времени находится Вселенная в этом замкнутом стационарном состоянии. Вне зависимости от каких-либо условий, а вернее сказать, при полном их отсутствии, ибо ничто извне не может повлиять на состояние Вселенной, поскольку вне ее нет ничего, это стационарное состояние длится лишь один миг или квант времени. Затем начинается новый цикл развития системы мироздания – Природы, обусловленный ее внутренним законом.

Наличие Закона или закономерности в Природе подтверждается не только соответствием силы Большого взрыва интенсивности гравитационного взаимодействия, но и наличием крупномасштабной однородности Вселенной по мере ее расширения, которое происходит одинаково по всем направлениям с очень высокой степенью точности. Галактики рассеяны в пространстве с одинаковой средней плотностью, и из каждой точки Вселенная выглядит одинаково по всем направлениям. Заполняющее Вселенную первичное фоновое тепловое излучение имеет во всех направлениях одну и ту же температуру с точностью не ниже одной десятитысячной градуса. Это реликтовое излучение доказывает нам, что Вселенная с самого начала фазы расширения развивалась как единое взаимосвязанное целое. Поскольку ни одно физическое воздействие не может распространяться быстрее скорости света в вакууме (300000 км/с), а уже в первую секунду после Большого взрыва Вселенная занимала пространство не менее 1014км в поперечнике, и должна была бы распасться на множество изолированных областей. Однако и сейчас все взаимодействия проходят одинаково во всех наблюдаемых нами частях Вселенной, и плотность вещества в ней, и скорость ее расширения одинаковы по всем направлениям.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы:

1) Вселенная развивается циклично-пульсирующе, от фазы расширения к сжатию, в стационарном состоянии Вселенная находится не более мельчайшего кванта времени.

2) Бесконечное циклическое развитие Вселенной обусловлено ее Законом и внутренней изменчивостью системы мироздания. Развитие Вселенной в большей мере результат закономерности, нежели случая.

3) Этот подход не отрицает случайности в развитии Мира, однако, случайность понимается нами как одно из возможных проявлений внутренней изменчивости системы, ставшее фактом. Став реальным фактом, случайность переходит в закономерность.

4) Вселенная есть единое взаимосвязанное целое, однородное и изотропное, развивающееся одинаково по всем своим направлениям. Она есть целокупность, обладающая свойством фундаментальной симметрии – перемещение элементов внутри ее не меняет сущности ее развития. По словам Николая Кузанского, «Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде».

Все эти положения отвергают взгляд на Вселенную как на сложный функциональный механизм. Вселенная не подчиняется законам классической механики и не может рассматриваться как машина, пусть даже и сверхсложная.

На наш взгляд, Вселенная есть организм, обладающий самодвижением и развивающийся по своим внутренним законам, в корне отличным от механического детерминизма. Этот организм самовоспроизводится и самообновляется, он есть основа и причина самого себя, он есть Космос = Хаос + Логос. Логос же есть вечно живой огонь, тратящий свою энергию на приведение в движение косного Хаоса и черпающий эту энергию из его движения. Космос вечен, бесконечен, несотворим и неуничтожим, он есть единый целый, непрерывно изменяющийся и находящийся в постоянном движении, а его Логос есть Закон этого движения.

____________________________________________________________________

В 1922 г. советский математик А. А. Фридман на основе уравнений теории относительности пришел к выводу, что Вселенная нестатична, а вещество в ней однородно и равномерно распространяется по всем направлениям. Из этого вывода Фридман допускал три возможных следствия; 1) Вселенная и ее пространство расширяются с течением времени; 2) Вселенная сжимается; 3) развитие Вселенной происходит через определенные фазы или циклы сжатия и расширения. При этом пространство обладает переменной кривизной, постоянной лишь в малых масштабах.

В 1929 г. американский астроном Эдвин Хаббл при исследовании спектров далеких галактик обнаружил красное смещение спектральных линий, что было истолковано как свидетельство взаимного удаления галактик друг от друга, которое возрастает с расстоянием. Было обосновано фундаментальное положение о расширении Вселенной, подтвержден вывод Фридмана и положен конец взгляду на Мир как на статичный и неизменный механизм.

Тщательное измерение показывает, что скорость расширения Вселенной близка к критическому значению, при котором Вселенная способна преодолеть собственную гравитацию и расширяться вечно. Будь эта скорость чуть меньше, и произошло бы сжатие – коллапс Вселенной, а будь она чуть больше, то космическое вещество стремилось бы к полному рассеиванию. Смещение лишь на одну квадрилионную (1018) от начальной скорости расширения может нарушить этот тонкий баланс. Таким образом, сила Большого взрыва Вселенной с невероятной точностью соответствует силе ее гравитационного взаимодействия. Последние научные данные указывают, что скорость расширения имеет незначительную тенденцию к замедлению, и где-то через сто миллиардов лет этот процесс пройдет в обратном направлении, и Вселенная снова сожмется в мельчайший объем. С этой точки зрения, Вселенная вообще не имеет начала во времени и не стремится с течением этого времени к своей неизбежной гибели. Она развивается пульсирующе-циклично, и каждый цикл ее развития огромен, но конечен, общая же совокупность или система циклов расширения и сжатия бесконечна. В этом мы возвращаемся к гераклитовскому пониманию Вселенной, как «вечно живого огня, мерно возгорающегося по своему внутреннему закону».

 

Термины, необходимые для запоминания:

Философский детерминизм – мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено; все события, и явления реального мира подчинены закону причинности.

Механический детерминизм – предполагает однозначную причинную обусловленность одного события другим, что приводит к возможности абсолютно строгого предсказания всех явлений.

Диалектический детерминизм – рассматривает причинно-следственные взаимосвязи в зависимости от соотношения необходимости, случайности и вероятности свершения того или иного события.

Индетерминизм – теоретическая позиция, в которой отрицается объективность и значимость причинных связей в природе и общественном развитии.

Телеология – учение об особом, целевом виде причинности, рассматривающее любую, даже совершенно стихийно действующую причину как изначально разумную и заданную неким высшим существом.

Фатализм ( лат.fatalis - роковой ) – философская концепция, согласно которой мировой процесс, включая жизнь человека, предопределён высшей волей, роком, судьбой.

 

Вопросы для закрепления материала:

1.Сформулируйте принцип детерминизма.

2.Сформулируйте принцип индетерминизма.

3.Может ли следствие изменять причину? Если может, то почему?

4.В чем состоит суть механистического детерминизма?

5.Каков характер лапласовского детерминизма?

6.Какая существует классификация законов?

7.Дайте понятие динамического закона.

8.В чем состоит сущность статистических закономерностей?

9.Дайте определение понятию вероятности события.

10.Что понимается под вероятностью?

11.Какова картина мира в христианской религии?

12.Картина мира в буддийской религии?

13.В чем состоит суть естественнонаучной картины мира?

14.Какова картина мира в диалектико-материалистической философии?

 

Литература:

Основная литература

1.Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002.

2.Философия: Учебное пособие для технических вузов.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

4.Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

5.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

 

Дополнительная литература:

6.Авдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации. – М., 1994. – Раздел («Синергетика»).

7.Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. – М., 1999. – С. 252 – 257, 420 – 424.

8.Мирфилософии: Книга для чтения. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 310 – 315.

9.Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия истины // Вопросы философии. – 1998. - № 7.

10.Концепциясамоорганизации: становление нового образа научного мышления / Под ред. А.А. Печенкина. – М., 1994. – С. 7 – 32, 32 – 61.

11.Поппер К.Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. - № 1.

12.Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.