Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность диалектических категорий






Находящемуся в постоянном движении и развитии реальному миру соответствует столь же динамичная система понятий и категорий, отражающих события и процессы этого мира в нашем мышлении. Даже самая простая мысль о каком-либо предмете или явлении уже содержит в себе определенные понятия и категории, с помощью которых мы способны связывать окружающие нас события в стройную систему идей, взглядов и оценок. Если бы мы, воспринимая объекты, не подводили их под какие-то понятия и категории, то мы бы просто бессмысленно смотрели на внешний мир, не в силах понять его. Понятия и категории, существующие в нашем мышлении, выступают необходимой предпосылкой всякого познания.

Любая наука основана на определенном, устойчивом понятийном аппарате, оперирует понятиями различной степени общности и значимости. Понятие есть абстрактная форма мышления, которая отражает свойства, связи и отношения предметов и явлений определенного класса по их специфическим признакам. Основу понятийного строя мышления составляют категории, являющиеся ядром любого понятийного аппарата; на них строится вся система понятий данной науки. Сама наука не разрабатывает системы универсальных категорий, применимых к познанию любой сферы реальности; выведение, формулировка и систематизация категорий – задача философии. Категории философии – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные и универсальные связи и отношения реальности, важнейшие ступени познания мира.

Философские категории воспроизводят качества, свойства, связи и отношения бытия в максимально общем виде, регулируя и направляя процесс нашего познания мира. Это такие категории, как «бытие», «материя», «пространство», «время», «число», «сущность», «мера», «сознание», «истина», «красота» и т. д. Категории диалектики являются составной частью системы общефилософских категорий, отражая не только саму реальность, но и процесс ее постоянного развития. Законы диалектики представляют собой взаимосвязанную систему определенных категорий, и сами законы суть развернутые категории, такие как категории «причинности», «системности», «отрицания», «противоречия» и т.п. Отражая объективную диалектику действительности, они выступают в качестве всеобщего метода ее познания. Среди системы диалектических категорий наиболее выделяются парные категории диалектики, выступающие в качестве различных сторон и ступеней познания реального мира, отражающие универсальные связи бытия. Парные категории диалектики характеризуют противоположные, «полярные» стороны всех существующих в мире предметов, явлений и процессов, и сами образуют целостную и гибкую систему всеобщих понятий, отражающих противоречивость и изменчивость бытия.

По мере развития человеческих знаний о мире результаты познания вызревали, обрабатывались и формировались в мышлении и языке познающего субъекта. Философский анализ и направлен, в первую очередь, на выявление и формулировку всеобщих категорий и универсальных схем познания, он осмысливает их, показывает их взаимосвязь и дает им наиболее четкое выражение. В результате этого образуется цельный категориальный аппарат, который придает мышлению огромную силу, делает возможным сознательное применение категорий для познания и преобразования действительности. В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о реальных связях бытия с соответствующими формами их выражения в нашем мышлении; они одновременно являются отражением объективных процессов мира и познавательными приемами, при помощи которых осмысливаются сами эти процессы.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира диалектическое познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей, которые и выражало парами противоположных категорий.

«Единичное – общее», «часть – целое», «система – элемент», «содержание – форма» отражают устройство и организованность бытия. Причинные связи характеризует такая группа парных категорий диалектики, как «сущность – явление», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность». Все они объединяются в единую систему диалектических категорий, взаимосвязанных пар, которые постоянно переходят друг в друга, содержат в себе промежуточные ступени и состояния.*

Дополнительная информация:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.