Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность инноваций, инновационной деятельности






Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Республики Беларусь как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Английское слово innovation (инновация) переводится на русский язык как нововведение. Новшество – это новый метод, новый порядок, новое явление, изобретение, открытие. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением или инновацией.

Под инновациями понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, а также в управленческой деятельности в целях решения социальных вопросов и обеспечения прибыли. Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

В соответствии с международными стандартами инновация определяетсякак конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию, как результат, следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Инновационный процесс может включать следующие направления:

- фундаментальное (теоретическое) исследование;

- поисковые исследования;

- прикладные исследования;

- опытно-конструкторская работа

- строительство;

- промышленное освоение технологии (техники);

- промышленное производство.

Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности.

Научная работа – это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью. Количество новых сведений и информации убывает от стадии фундаментальных исследований к стадии промышленного производства.

Так, по статистическим данным, в Республике Беларусь в 2001 году затрачено:

- на фундаментальные исследования 21%;

- на прикладные исследования 22%;

- на научно-технические разработки 48%;

- на научно-технические услуги 9% к общему объёму финансирования.

Инновационная деятельность – это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке. Инновационная деятельность включает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

В основе инновационной деятельности заложена научно-техническая деятельность, которая связана с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Эта деятельность осуществляется в научных учреждениях, университетах, а также инновационными предприятиями.

Потенциал инновационной деятельности в последние годы имел тенденцию к сокращению. Инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, управленческих решений производственного, финансового и других видов интеллектуальной деятельности. Это понятие может быть рассмотрено с различных позиций /4 /.

Так, инновационный процесс рассматривают как осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее распространения. Кроме того, инновационный процесс можно представить как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. Здесь он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая инвестиционного проекта.

Инновационный процесс (рисунок 7.2.1) включает следующие основные этапы:

на 1-ом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, университетах и отраслевых специализированных институтах и лабораториях. Финансирование фундаментальных исследований, как правило, осуществляется за счет средств государственного бюджета;

на 2-м этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и могут финансироваться за счет различных источников. В связи с тем, что конечные результаты прикладных исследований непредсказуемы, имеется вероятность получения отрицательного результата. Поэтому для инвестора именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств. В мировой практике эти инвестиции называются рисковыми, а коммерческие организации или фонды, работающие на рынке нововведений, носят название венчурных;

на 3-м этапе производятся опытно-конструкторские и экспериментальные разработки как в специализированных научных лабораториях, так и в опытно-экспериментальных цехах крупных фирм. Финансироваться эти работы могут из различных источников, включая собственные средства предприятий и организаций;

на 4-м этапе происходит процесс коммерциализации инноваций, т. е. начинается жизненный цикл товара. Это процесс продажи товара и получения прибыли, который включает следующие этапы:

этап внедрения - это предпринимательская деятельность, связанная с распространением товара и выведением его на рынок, требующая высоких затрат и значительного периода времени. На этом этапе объем продаж нового товара возрастает незначительно, т. к. требуется время на реконструкцию либо расширение производства, освоение новой технологии, организацию сбыта продукции. При этом инвестор может нести убытки, которые обусловлены пока еще незначительным выпуском товара и существенными издержками по стимулированию продажи его. Издержки по продвижению товара на рынок относительно невысокие. Поскольку число производителей товара ограничено и потребители не готовы к восприятию нововведения, цены на них достаточно высокие. Их приобретают состоятельные покупатели;

этап роста – это время, в течение которого происходит увеличение производства и продаж нового товара. Эта стадия отличается значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженной технологией, максимизацией прибыли. Уменьшаются затраты на выпуск единицы продукции и затраты на стимулирование сбыта, поскольку существенно возрастает объём продаж. В целях укрепления конкурентоспособности предприятия реализуют различные стратегии: повышают качество нового товара, придают ему дополнительные свойства, организуют выпуск модификаций базового образца, а также используют различные варианты маркетинговой политики;

этап замедления роста характеризуется замедлением темпов роста продаж. Этот период, как правило, по времени больше предыдущего. При замедлении темпов роста у предприятий накапливаются запасы нереализованных товаров, что обостряет конкурентную борьбу между фирмами;

этап спада характеризуется падением сбыта товаров, резким уменьшением загрузки мощностей, сворачиванием производства.

Изучение продолжительности жизненных циклов инноваций проводится по следующему алгоритму:

- определяется общая продолжительность циклов инновационных продуктов данного вида (семейства) за все время их существования, с тем, чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологии;

- определяется распределение продолжительности циклов жизни и их стадий относительно центральной тенденции, так как этот анализ позволяет сделать прогноз для будущих инновационных проектов;

- вырабатывается стратегия и тактика роста производства в соответствии с продолжительностью стадий циклов жизни нововведений,

 


 


Рисунок 7.2.1 – Инновационная деятельность и маркетинг

 


- распределяется вероятность продолжительности циклов будущих образцов новой техники или технологии, а также величина требуемых инвестиций по этапам жизненного цикла.

Прежде чем приступить к внедрению инновационного проекта, следует проанализировать технический и организационный уровень действующего предприятия. Готовность производства к внедрению нововведений определяют по показателям уровня:

- качества продукции (единичные и общие);

- технологии (коэффициенты использования сырья и оснащенности технологических процессов),

- технического состояния производства (удельный вес автоматического и прогрессивного оборудования, коэффициент обновления);

- организации труда (коэффициенты организации рабочего места, условий труда, трудовой дисциплины);

- организации производства (коэффициенты непрерывности, ритмичности, параллельности, пропорциональности, специализации);

-состава персонала (структура кадров, уровень образования, средний разряд работ и др.);

- механизации и автоматизации труда (на предприятии, в структурных подразделениях, на отдельных технологических операциях).

7.2 Классификация инноваций

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

С учетом сфер деятельности предприятия выделяются инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют базовые, крупные, средние и улучшающие инновации. Базовые инновации реализуют научно-технический потенциал крупнейших изобретений. Они определяют становление и развитие новых отраслей производства. При этом существует взаимосвязь между подъёмом экономической активности и массовым освоением новых поколений техники и технологии.

Впервые высказал идею волнообразности циклов хозяйственной конъюнктуры (короткие, продолжительность 3-3, 5 года, средние циклы 7-11 лет, большие циклы 48-55 лет) известный русский ученый Н. Д. Кондратьев. Он проанализировал обширный фактический материал по четырем ведущим капиталистическим странам – Англии, Франции, Германии и США. Исследования проведены по данным, охватывающим период 140 лет.

Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышающей волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышающей волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX века) был обусловлен, прежде всего, строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышающая волна (конец XIX — начало XX века) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств. Н.Д. Кондратьев, используя теорию длинных волн, предсказал подъём и рост экономической деятельности мировой экономики после кризиса 1929 года. Принято считать, что последующие длинные волны связаны с крупнейшими инновациями в электроэнергетике, химии, электронике, компьютерной технике, а также с биотехнологиями.

Современный этап развития мировой экономики определяется глобализацией и ускорением инновационной деятельности. Наиболее значительные результаты достигнуты в информационно-коммуникационных технологиях, биотехнологиях и нанотехнологии (реорганизация атомов для создания новых молекулярных структур). Так, например, объем информации в 2001 году, отправленный по одному кабелю за одну секунду, превысил весь объем отправленный через Интернет за один месяц 1997 года. В течение прошлого столетия период времени от момента возникновения идеи до начала эксплуатации основанной на ней технологии уменьшился более чем в двадцать раз (от 50 до 2-3 лет). Время, необходимое для освоения новой технологии, сократилось с шести лет до 2-3 месяцев. Научные открытия и изобретения охватили не только техническую, но и все сферы жизни общества. Особенно впечатляют достижения в генетике и молекулярной биологии, направленные на устойчивое развитие человечества /22/.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.