Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль в менеджменте: сущность и характеристика форм и методов контроля






Контроль - одна из важнейших функций менеджмента.

Контроль - проверка чего-либо - это процесс обеспечения то­го, что организация действительно достигает цели. Основная зада­ча контроля " создание условий для. устойчивости той или иной системы.

Контроль представляет собой функцию менеджмента, а, следо­вательно, проявляется как непрерывные процесс управления. В свя­зи с этим любом руководитель должен поставить дело таким обра­зом, чтобы работники воспринимали процедуру контроля как само собой разумевшееся действие, по сути дела, на имеющее ни начала, ни конца.

Во все случаях контролируются обычно три веди:

I/ сроки выполнивши решения,

2/ объем выполнения решения,

З/ сущность - содержание самого выполнения решения. Бывает сроки выполнены, а по содержанию работа не выполнена, или, наобо­рот, сроки нарушены ради содержания и т.д.

Методические посылки контроля заключаются в том, что прове­ряется как выполняется решение; как реагируют на принятое реше­ние подчиненные; в чем суть отклонении, которые допускаются ра­ботниками. Ни в коей случае нельзя исходить из такого положения, что контролировать надо абсолютно всех. руководитель должен выя­вить причины отклонения, выбрать способ и метод корректировки поведения и оценивать определенным способом действия подчиненных.

Теоретически существуют три вида контроля:

I/ предупредительный. /предварительный/ - здесь проверяются человеческие, мате реальные, финансовые ресурсы, их наличие, оце­нивается их качество и т.д;

2/ текущий - осуществляется в ходе проведения работы по выпол­нению решения, уточняется нес судимость корректировки самого ре­шения или процесса выполнения;

З/ финишным /заключительный/ - осуществляется в ходе ведения рабе после завершения работы. Информация по итогам выполнения решения служит базой для будущих решений и оценки реальности пла­новых задании.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о фактическом со стоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);

- оценка состояния и значимости полученных результате» деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);

- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факта ров, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ)

- прогнозирование последствий сложившейся ситуации иI обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показа­телей или организационных условий их выполнения, т.е. осу­ществляется обратная связь в управленческом цикле.

Виды и формы контроля и регулирования

Система контроля в организации должна предусматри­вать осуществление различных видов контрольной деятельно­сти.

Эффективная система контроля характеризуется:

- стратегической направленностью;

- ориентацией на результаты;

- соответствием контролируемому виду деятельности;

- своевременностью (нужная информация нужным людям До того, как произойдет кризис) и гибкостью;

- экономичностью и простотой.

Характеристика основных видов контрольной деятельности

Вид контроля Содержание ;
Предварительный Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или не­обоснованных решений. Применяется к трудовым, ма­териальным и финансовым ресурсам.
Текущий Осуществляется в процессе исполнения принятых ре­шений (плановых заданий). Назначение – своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества установленные сроки. Производится в виде контро работы подчиненного его непосредственным начал ком.
Заключительный Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения
Стратегический Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты и политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.
Оперативный процессов и имеет своей задачей обеспечение вы­полнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производствен ные задания, сроки проведения работ, качество ра­бот, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.
Финансовый     Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой органи­зационной структурой. Объектами являются такие показатели, как: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность).
Административный Распространяется на процессы деятельности и управ­ления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной програм­мы и всех видов планов организации.
Полный Строится как целостная система, постоянно функцио­нирующая в принятой организационной структуре.
Выборочный Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-техни­ческого уровня продукции и т.п.
     

По форме осуществления контроль может быть:

Внутренний Система контроля организуется предприятием самостоятельно

Внешний контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.п.

В зависимости от содержания проблемы (выявленного от­клонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

Реактивное регулирование Осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглажи­вание отклонений от стандартов

Упреждающее регулирование Проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направ­лено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей

В процессе контроля и регулирования выделяются три эта­па, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:

• выработка стандартов и критериев;

• сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;

• принятие корректирующих мер.

Первый этап процесса контроля непосредственно свя­зан с функцией планирования. На этом этапе устанавлива­ются стандарты и критерии оценки деятельности объекта уп­равления, которые определяются при планировании. Стандар­ты, используемые для контроля, отражаются в форме плано­вых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегий развития объекта управления и его основ­ных областей.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставле­нии фактически достигнутых результатов функционирования объекта управления с установленными стандартами. На этом этапе определяются интервалы допустимых отклонений от ус­тановленных стандартов, измеряются фактически достигнутые результаты и выявляются существенные отклонения, требую­щие принятия корректирующих мер.

На третьем этапе анализируются причины возникнове­ния отклонений и выбирается один из трех вариантов пове­дения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, преж­де чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.