Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент и управление – соотношение понятий. Функции менеджмента






Управление — функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видим, что существует три класса управления:

в неживой природе (технических системах);

в организмах (биологических системах);

в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах — это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин - изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Управление в социальных системах — это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т. е. социально-экономические системы.

Социальное управление - свойство, присущее человеческому обществу Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. Весь материал изложен на основе концепции " предприятие — открытая система".

С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, в сферу которой вошли как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. В качестве объекта управления вообще выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.

Применительно к такой области деятельности уместнее использовать понятие «менеджмент».

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

• Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• Постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

• Хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений, тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

• Конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

• Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

К началу XXI века стало очевидно, что развитый бизнес закончил пожинать плоды классических разработок в области менеджмента (организация, планирование, управление финансами, маркетинг, стратегическое управление), скрещенных с японскими новинками (командный способ организации работы и управление качеством). Все решения, лежащие в поле управленческих технологий, из эксклюзивного знания превратились в стандартный набор инструментов. Причем наборы эти существуют на все случаи жизни и на любой вкус. Бизнесу этом смысле становится однородным на всем земном шаре.

Все труднее создать конкурентное преимущество за счет редкости ресурса или ограниченности информации, которой обладает клиент. Информационные сети доставляют любую информацию о ценах, качестве, сроках и стоимости доставки товаров мгновенно любо потребителю. Все это проявляете* растущем товарном изобилии, при этом товары становятся все более похожими по качеству.

Наконец, все изменения в бизнесе происходят с невиданной для прошлого столетия быстротой. Это означает, что никакое конкурентно преимущество не сможет продержаться долго, даже в том случае, если его удастся найти.

Переломный момент в мировом бизнес-менеджменте похоже уже наступил. Постепенно становится ясными следующий посыл - создание конкурентных преимуществ должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше. Причем, если десть лет назад думали, что генерировать идеи должен отдельный человек, то теперь речь идет о командном креативе, о коллективном творчестве.

Поставить креатив на поток под силу лишь компании определенного типа. Так, в мире высокоскоростного бизнеса, а уж по этому параметру российский бизнес нисколько не уступает мировому, изменения не могут быть привилегией отдела ил " специалистов" по нововведениям. Инновационный процесс будет непрерывным только в том случае если удастся задействовать потенциал каждого сотрудника. Для этого его, сотрудника, надо сделать лидером. Причем лидерство в этом случае не имеет отношения к должности. Это выбор, ответственность и энергетика. Возрастает и роль руководства фирмы в насаждении лидерства. Для этого менеджеру нужно отказаться от роли " контролер" и сделать шаг к формированию компании на базе общих ценностей фирмы и сотрудников. Продумать механизмы быстрого распространения новых идей, возникших в головах не только начальства, но и рядовых сотрудников. Гарантировать, что любое предложение сотрудника будет рассмотрено и внедрено, если будет признано дельным. А если из инновации еще и выйдет что-нибудь путное, то автор изобретения получает премии, субсидии и постоянные отчисления от результатов новшества.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

- Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

- Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

- Постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, также относятся:

- Определение конкретных целей развития фирмы;

- Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательностей их решения;

- Разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

- Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

- Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- Установление контроля за выполнением поставленных задач.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.