Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом,,к наиболее общим и важным признакам при­роды игры относятся роли играющих,через которые дети обес­печивают динамику игры. 3 страница






Дидактические игры основаны на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информа­цией. Познавательная активность стимулируется конкурснос-тью, соревновательным характером игры.

У каждого учителя, воспитателя должен быть запас отобран­ных апробированных дидактических игр и игрушек для исполь­зования на уроках и во внеурочной деятельности.

В другом виде игр на первый план выступает мотив самоо­ценки, интерес к интеллектуальному усилию. Удовлетворение от них школьники получают в процессе разгадывания, достигая игрового результата. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, вертоли-ны, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. В их основе также лежит исследовательский рефлекс " что такое", но отсутствуют воображаемые условия, роли, сюжет и точные пра­вила. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятель­ности, можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся.

Чрезвычайно важны программы дидактических игр для на­чальной школы, особенно для первых классов. Переход от со­бственно игры к учению должен быть плавным, иметь мостик, состоящий как бы из " полуигры", " полуучения". Зарождающее­ся в дошкольном возрасте словесно-логическое мышление, уме­ние решать задачи " в уме" требует от начальной школы системы целенаправленного развития этих способностей, в том числе с помощью дидактических игр. Опытные учителя утверждают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого уче­ника, воспитывают познавательную активность. В арсенале пе- ] дагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю­дательность, укрепляющие волю. Безусловно в процессе обуче­ния дидактическая игра — вторичный этап. На уроке, занятии дети получают систематизированные знания об окружающем мире, во время досуга учатся самостоятельно применять эти: шания в соответствии с правилами игр. Благодаря этому их знания становятся более осознанными, четкими. Ценность ди­дактической игры учителя определяют не по тому, какую реак­цию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разре­шении той или иной учебной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ­ленности программы игр в сочетании с обычными дидактичес­кими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной зада­чей развитие самостоятельности мышления ученика. Значит, не­обходимы группы игр и упражнения, формирующие умение вы­делять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по опреде­ленным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление программ таких игр — забота каждого учителя начальной школы. Выбор целенаправленных дидактических игр I идет от своеобразия их правил — этого главного организующего I элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидак­тическую задачу. Учащихся младших классов в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого — активность детей в игровых целях. Игровое дей­ствие дидактических игр разнообразно; мы уже упоминали группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. Ха­рактер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анали-.шроватъ, сопоставлять, исследовать скрытые причины явле­ний. Этотворчество/ Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важ­нейшее свойство ученияпотребность учиться, знать. В пе­дагогических кругах Англии большой интерес вызывают книги композитора и преподавательницы К.Тобин, посвященные раз­работанному ею новому методу обучения детей теории музыки, гармонии и даже оркестровке их собственных сочинений.

Метод К.Тобин основан на предпосылке, что каждый звук имеет присущую ему окраску и что семь нот гаммы соответству­ют семи цветам солнечного спектра. Так, например, звук " до" желтого цвета, " соль" — красного, а до-мажорное трезвучие представляет собой смешение этих цветов. Исходя из этого принципа, К.Тобин обучает детей, начиная с шестилетнего воз­раста, понятиям ритма, тональности, структуре гаммы и нача­лам гармонизации. На ее уроках дети вначале играют красками,

потом постепенно вводятся отдельные звуки в сочетании с крас­ками, затем " окрашенные" аккорды. Запоминанию помогают и разноцветные картинки картонные фигурки, изображающие животных, растения и т.п. В ходе занимательных игр дети неза­метно для себя усваивают самые сложные понятия и навыки музыкального искусства23.

Четрертая группа игр — строительные, трудовые, техничес­кие, конструкторские (развивающие, предметные).

Эти игры отражают профессиональную деятельность взрос­лых. В строительных, технических играх школьники осваивают | процесс созидания. Часто объект игры-труда (крепость, дом, ра-1 кета, подъемный кран и т.п.) необходим детям для ролевой или иной игры как обязательный ее аксессуар. Например, ими скон­струированы модели самолетов, которые побуждают к проведе­нию соревнований. В последние годы расширился ассортимент ] игровых строительных материалов из дерева, пластмассы, ме­талла. Правильно организованные подобные игры с различными материалами способствуют развитию творческой фантазии де­тей. Игры со строительным материалом, игры-конструкторы во-] спитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к будущему труду: они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оце­нивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять сме­калку в осуществлении творческих задач. Строительные игры способствуют развитию конструкторского мышления детей, раз­вивают в них пространственное воображение. В них особая роль принадлежит работе руки. Физиология придает огромное значе­ние руке как тонкому и важному органу осязания, который во­сполняет комплекс детских ощущений и делает представления о предметах более полными, более глубокими. Школьник собирает подъемный кран, соединяет детали лодки, ему не обойтись без. инструмента, без вспомогательных материалов: клея, резины, картона, олова для пайки и т.п.

Строительные игры ценны и тем, что доставляют чисто эмо-1 циональное наслаждение юным творцам, так как всегда сопро­вождаются чувством радости при решении творческих, кон­структивных задач. Воплощение замыслов, рабочей мысли школьника в живое, конкретное дело вызывает у него особое | удовлетворение, ибо укрепляет веру в свои возможности и силы, развивает чувство разумной гордости. Игры, связанные с техни-1 кой, моделированием, конструированием, — это эксперименти­рование, путь в науку. Давно известно, что хорошая игрушка —] прообраз машин, которые могут появиться через много лет. Первые роботы поначалу тоже были лишь забавными механи-1 ческими игрушками. Строительные, технические игры, игры-конструирование (архитектурное, транспортное, машинострои-

тельное), игры-моделирование сопровождаются обычно изучени­ем и самостоятельным вычерчиванием схем, изобретательством II постепенно переходят в сложную трудовую деятельность.

Постоянно упражнение в самых разнообразных строительных движениях способствует тому, что у детей вырабатываются необ­ходимые трудовые навыки, движения становятся быстрыми, ювкими, легко координируемыми, подчиняющимися контролю глаз. Трудовая активность вызывает активность познаватель­ную. С одной стороны, строительные игры помогают реализовы-нать знания, получаемые в школе, с другой — активизируют познавательную деятельность, воспитывают правильное отноше­ние к труду. Термин " развивающие игры" использует известный педагог Б.П.Никитин, определяя их как специальное средство для развития творческих способностей ребенка. Он видит сущ­ность творчества в предугадывании результатов поставленного опыта, в " создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Складовская называла чувством природы" 24. Никитин считает, что развивающая игра — это на-бор задач, которые ребенок решает с помощью игровых аксессу-мров (кубики, кирпичики, пластик и т. п.). Задачи расположены и игре в порядке возрастания сложности. В своих книгах Ники­тин предлагает развивающие игры с кубами, узорами (СУ), рам­ками и вкладышами Монтессори (М), уникубом (У), планами и картами, квадратами, наборами " Угадай-ка", таблицами сотни, " точечками", " часами", термометром, кирпичиками, кубиками I для всех, конструкторами, " дробями", таблицей Пифагора, узел­ками. Мы подробно перечислили предметность авторских игр Никитина не случайно. Издревле дети играют со всем, что их окружает. С помощью предметов мира они моделируют свой мир, который вечно предметен.

Предметы-" полуфабрикаты" дают простор для воображения _ ребенка, также как и готовые специальные игры и игрушки. Отношение к его игровым предметам потому должно быть ува­жительным. Удивительна предметность детской игры. Мы попы­тались сгруппировать игры, в основе которых лежат действия с теми или иными предметами. Это оказалось делом сложным. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, оре­хами, пробками, пуговицами, палками, битами, банками, фан­тами, обертками конфет и жвачек, бабками, чижами, пыжами, шарами, спичками, бирюльками, жгутами, волчками, мешочка­ми с песком, кубиками, кирпичиками, перьями птиц, соломкой, проволокой, катушками из-под ниток и т.д. и т.п. Предметные и развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и тех­нических игр, и они напрямую связаны с интеллектом. Об этом писал К.Э.Циолковский: " Сначала я открывал истины, извест-

ные многим, затем стал открывать истины, известные некото­рым, и наконец стал открывать истины, никому еще не извест­ные" 25. Очевидно, это и есть путь становления творческой сторо­ны интеллекта, путь развития изобретательского, исследова­тельского таланта ребенка. Названные выше игры, в том числе игры с предметами, служат этим задачам.

Пятая группа интеллектуальных игр — игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу26.

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направлен­ностью. Играотличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирова­ния гражданского сознания и т.п. Последняя группа игр, кото­рую мы представляем, построена на самопроверке личных воз­можностей школьника. В первую очередь, это игры на внима­ние; игры, приучающие детей ценить время, развивающие гла­зомер, тренирующие наблюдательность; игры, развивающие быстроту реакции и координацию движений, творческие способ­ности, воздействующие на эмоции и чувства детей и т.п. К ним мы относим игры-тесты-вопросники, тесты-задачи, игры пред­почтительного выбора, игры-упражнения целевого назначения.

Целенаправленные игры-упражнения — активное педагоги­ческое средство воспитания детей. В них откровенно много ди­дактизма, но школьники любят и принимают их именно как иг­ры-проверки своих качеств. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути са­мосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Участвуя в тренировочных играх, школьники до­бровольно идут порой на изнурительные упражнения, стараясь добиться искомого результата, победы. Тренировочные игры воспитывают и развивают установку школьников на внимание, наблюдательность, координацию движений и т.п. Когда дети ув­лечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различ­ные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играх происходит непосредственный переход от вос­питания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств. Цель данных игр и развивающая, и психо­терапевтическая. Мы кратко рассмотрели пять групп игр в ка­честве дидактического средства развития учащихся. Каждая

группа своеобразна, но назначение одно — будить мысль ребен­ка, приобщать к миру познания, развивать познавательную ак­тивность. Любая игра информативна, любая игра — познание, творчество, изобретательство. Она, как особая форма активной деятельности детей, направлена на познание окружающего мира и воздействия на него. Уже поэтому ее стоит включить в арсе­нал педагогических средств обучения, расширения кругозора, гимнастики ума школьников. Практически в каждой из интел­лектуальных игр имеется педагогическая цель, которая высту­пает в скрытой от ребят форме, но является мощным толчком в развитии их познавательных интересов. Игровые мотивы в про­цессе этой разнообразной деятельности, выполняющие роль пер-ного толчка, приобретают подчиненное значение, сменяясь поз­навательными мотивами.

Специального исследования требуют вопросы методики при­менения игр на уроке и вне его. Сюда относится, например, по-сильность игрового материала. В обучении важно не только раз­будить фантазию ребенка, включив в игру его ассоциативный: тпас, но и не отпугнуть-его слишком сложной программой иг­ры. Требуют изучения вопросы меры игры, соотношения игрово­го и чисто дидактического материала на уроке, системности и целенаправленности игр, их содержания, взаимоотношений пе­дагога и ученика в игре, игровых позиций педагога и ученика и др. Безусловно одно — воспитательная, образовательная цен­ность интеллектуальных игр зависит от участия в них педаго­гов, воспитателей, родителей. Следует помнить, что педагогичес кие издательства — государственные и частные — издают, вы­пускают разнообразные настольные, настенно-печатные~ печат­ные дидактические интеллектуальные игры, игровые наборы, игры-плакаты для учащихся разных возрастов, важные для обу­чения и самообразования.

Электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры)

Компьютерные игры, отражающие идеи электронных игро-ных комплексов, сегодня, к сожалению, демонстрируют мир за­имствованной культуры, " навязанные" извне сюжеты. Игровые программы, с которыми мы встречаемся в коммерческих пави­льонах, сводят досуговую деятельность ребенка к манипуляции на экранах дисплеев, к погружению в нарисованный примитив­ный мир военных или иных конфликтов или в игровые ситуа­ции " азарта выигрыша".

Такие коммерциализованные компьютерные игры постепенно начинают соперничать с телевидением по объему затраченного на них свободного времени учащихся. Электронно-игровая " нар­комания" формирует ущербный тип личности, вызывает, по

ные многим, затем стал открывать истины, известные некото­рым, и наконец стал открывать истины, никому еще не извест­ные" 25. Очевидно, это и есть путь становления творческой сторо­ны интеллекта, путь развития изобретательского, исследова­тельского таланта ребенка. Названные выше игры, в том числе игры с предметами, служат этим задачам.

Пятая группа интеллектуальных игр — игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу26.

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направлен­ностью. Играотличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирова­ния гражданского сознания и т.п. Последняя группа игр, кото­рую мы представляем, построена на самопроверке личных воз­можностей школьника. В первую очередь, это игры на внима­ние; игры, приучающие детей ценить время, развивающие гла­зомер, тренирующие наблюдательность; игры, развивающие быстроту реакции и координацию движений, творческие способ­ности, воздействующие на эмоции и чувства детей и т.п. К ним мы относим игры-тесты-вопросники, тесты-задачи, игры пред­почтительного выбора, игры-упражнения целевого назначения.

Целенаправленные игры-упражнения — активное педагоги­ческое средство воспитания детей. В них откровенно много ди­дактизма, но школьники любят и принимают их именно как иг­ры-проверки своих качеств. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути са­мосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Участвуя в тренировочных играх, школьники до­бровольно идут порой на изнурительные упражнения, стараясь добиться искомого результата, победы. Тренировочные игры воспитывают и развивают установку школьников на внимание, наблюдательность, координацию движений и т.п. Когда дети ув­лечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различ­ные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играх происходит непосредственный переход от вос­питания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств. Цель данных игр и развивающая, и психо­терапевтическая. Мы кратко рассмотрели пять групп игр в ка­честве дидактического средства развития учащихся. Каждая

группа своеобразна, но назначение одно — будить мысль ребен­ка, приобщать к миру познания, развивать познавательную ак­тивность. Любая игра информативна, любая игра — познание, творчество, изобретательство. Она, как особая форма активной деятельности детей, направлена на познание окружающего мира и воздействия на него. Уже поэтому ее стоит включить в арсе­нал педагогических средств обучения, расширения кругозора, гимнастики ума школьников. Практически в каждой из интел­лектуальных игр имеется педагогическая цель, которая высту­пает в скрытой от ребят форме, но является мощным толчком в развитии их познавательных интересов. Игровые мотивы в про­цессе этой разнообразной деятельности, выполняющие роль пер-ного толчка, приобретают подчиненное значение, сменяясь поз­навательными мотивами.

Специального исследования требуют вопросы методики при­менения игр на уроке и вне его. Сюда относится, например, по-сильность игрового материала. В обучении важно не только раз­будить фантазию ребенка, включив в игру его ассоциативный: тпас, но и не отпугнуть-его слишком сложной программой иг­ры. Требуют изучения вопросы меры игры, соотношения игрово­го и чисто дидактического материала на уроке, системности и целенаправленности игр, их содержания, взаимоотношений пе­дагога и ученика в игре, игровых позиций педагога и ученика и др. Безусловно одно — воспитательная, образовательная цен­ность интеллектуальных игр зависит от участия в них педаго­гов, воспитателей, родителей. Следует помнить, что педагогичес кие издательства — государственные и частные — издают, вы­пускают разнообразные настольные, настенно-печатные~ печат­ные дидактические интеллектуальные игры, игровые наборы, игры-плакаты для учащихся разных возрастов, важные для обу­чения и самообразования.

Электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры)

Компьютерные игры, отражающие идеи электронных игро-ных комплексов, сегодня, к сожалению, демонстрируют мир за­имствованной культуры, " навязанные" извне сюжеты. Игровые программы, с которыми мы встречаемся в коммерческих пави­льонах, сводят досуговую деятельность ребенка к манипуляции на экранах дисплеев, к погружению в нарисованный примитив­ный мир военных или иных конфликтов или в игровые ситуа­ции " азарта выигрыша".

Такие коммерциализованные компьютерные игры постепенно начинают соперничать с телевидением по объему затраченного на них свободного времени учащихся. Электронно-игровая " нар­комания" формирует ущербный тип личности, вызывает, по

данным медиков, нервно-психологическое истощение, гиподина­мию, иные психофизиологические издержки и последствия. Уже сегодня среди населения эти игры вызывают протест, их называют " электронной водкой", " игровым опиумом", " маковы­ми играми".

Электронные видеоигры ворвались в жизнь российского ре­бенка в конце 80-х гг. и мгновенно породили явление игрома-нии. Толпы младшеклассников и подростков, проявляя к этим играм сверхувлечение, тратят на них многие часы, при этом со­стояние значительной части детей становится экстатическим, невменяемым. Электронные игры практически не педагогизиро-ваны, их программы и сюжеты навязаны преимущественно людьми бизнеса. Компьютеризация сферы образования и сферы детского досуга идет за рубежом огромными темпами. Так, только американская фирма " Арр1е" передала 100 тысяч своих компьютеров бесплатно в школы. Девизом этой программы или проекта стали пророческие слова: " Дети не могут ждать". При­чем компьютеризация школы не противоречит компьютериза-] ции досуга детей в целом. Авторы данного проекта верят в культурный потенциал персонального компьютера, использовав ние его в игровой функции с ориентацией на развитие интеллек-] та школьника.

Игровые автоматы — серьезная примета технической эры. Их появление открывает, несмотря ни на что, новые возможное^ ти для развития воображения, быстроты реагирования, мгновенч ного принятия решений, развития способностей просчитывать' наперед ходы от 2-3 до 30-40. Хотим мы этого или не хотим, де­ти принимают эти игры с энтузиазмом, их влечет возможность испытать себя в противоборстве с электронным партнером, про-| верить меру своих способностей, своих возможностей, мгновенно ощутить в игре победу или неудачу. Здесь не прямая, а, скорее, ] косвенная опасность, ибо техника лишена гуманистического иг-| рового начала. Данный вид игр существует объективно, он заво-1 евывает досуговое пространство детей, входит в быт школы, лем них лагерей, клубов, требует трезвой экспертной оценки, глав­ным образом, специалистов, способных создать современные перспективные игровые программы типа " Тетрариус", " ПентаЛ мимо" и т.п. Игровая компьюторика — новый пласт игровой культуры современных детей. И с ним необходимо считаться.] Это важная перспектива развития целенаправленного досуга де.] тей, учащихся и молодежи.

Игры, ритмические, хороводные, музыкальные

Эта группа имеет специфическую целевую установку и вместе с тем решает дидактические, развивающие задачи. Игры пол музыку имеют большое воспитательное и образовательное значе-1

ние. Отличаясь индивидуальными педагогическими задачами и содержанием, они объединены музыкой, скрывающей в себе не только вспомогательное, но и самостоятельное значение. Полно­ценное педагогическое воздействие они оказывают лишь тогда, когда их характер, ход развития, активные действия и движе­ния детей тесно связаны с содержанием музыки и средствами ее ныразительности. Музыкальная игра развивает пластику, рит­мику, воспитывает умение произвольно придавать движениям различную временную протяженность. В подобных развлечениях большое внимание уделяется танцевальным движениям, про­стейшим элементам народных и современных танцев. Часто иг­ра построена на прыжках, движениях с предметами, что помо­гает развивать координацию движений, воспитывать свободу движений, изящество, легкость.- Большой интерес к этим играм проявляют девочки. Игры под музыку способствуют развитию музыкального вкуса, музыкальной грамотности, прививают лю­бовь к музыке в целом.

Игровые забавы, шутки, аттракционы

Все игры для детей — развлечение. У большинства игр четко ныражено воспитательное содержание. Однако есть группа игр оригинального характера, которые просто рассчитаны на раз­рядку, смех, улыбку. Веселое настроение ребенка — это богатейший капитал. Дети очень ценят хорошую шутку, заба-I ну, аттракцион, в основе которых заложен элемент игры. Забава и буквальном переводе — " игра". Но игра с элементом сюрприз-I мости, неожиданности, веселого соперничества. Как правило, иг-I рам-забавам сопутствует элемент веселого удивления. Аттракци I оны, веселые многоборья, забавы, игры-шутки приносят детям бесценный человеческий дар. Вместе с тем следует отметить, что игры-забавы являются играми-упражнениями, играми-соревно-I маниями. Они своеобразный экзамен и общественный смотр личных достижений ребенка. Игровые забавы таят в себе се­рьезный интеллектуальный потенциал. И тем очень ценны.

§ 4. Социальные игры

Все игры социальны в своей основе. Но все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на со­циализацию личности человека. К ним прежде всего относятся сюжетно-ролевые и деловые игры.

Сюжетно-ролевые игры

У этого вида игр много иных названий. Их называют играми Вез правил, подражательными, театральными, играми-драмати-тциями, стихийными, вольными, свободными, естественными.

спонтанными, самодеятельными, самостоятельными, играми, проводимыми без организационного вмешательства взрослых, и др.

Они наиболее полно изучены психологической и педагогичес­кой наукамиДпотому мы остановимся на них кратко, адресовав читателей к ранее написанным работам27.

7~В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, идущая вослед играм-упражнениям. Ролевая игра служит важ­ным источником формирования социального сознания ребенка' в дошкольном возрасте, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует отношения в специально создаваемых ими же самими условиях. В ролевых играх дети отражают мир во всем его многообразии. Ролевая иг­раформа моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жест­ким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произ­вольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные кон­такты между собой и по собственной инициативе, они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной ме­ре самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной де­ятельности. Это подлинная социальная практика ребенку, его реальная жизнь в коллективе, который формирует обществен­ные качества и моральное сознание детской личности.

Свойство ролевой игры — улавливать и отражать жизнь, из­менения в жизни и развитии общества. [Выступая как свободная деятельность, ролевая игра проявляется деятельностью кон­структивной, полезной, так как свою игровую жизнь ребенок строит на основе чисто человеческой способности воображеция, мысленно претворяя действительный мир в мир сфантазирован­ный, додуманный, в котором условности образной фантазии сливаются с реальностями жизненного опыта ребенка; магичес­кая условность и реальность — важнейший сплав ролевой игры. Эту связь впервые подчеркнул Л. Выготский в форме парадокса: " Ребенок в игре плачет, как пациент, и радуется, как играю

щий". Здесь две веры — вера в вымышленное и вера в истин­ное. Это поэтически точно отражает поэт Р. Сеф:

Вагоны — это стулья.
А паровоз — кровать.
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
. ч А если ты не веришь,

То можешь не играть2*.

Ролевая игра воссоздает социальные отношения " на вере" в новой материальной, доступной ребенку форме. В этом и за­ключается ее^ основная функция и значение для развития лич­ности.

Ролевые игры детей всех возрастов не просто копируют окру­жающую жизнь, они яйляются проявлением свободной деятель­ности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрыва­ют свой характер, свое понимание жизни. Все, что детям запре­щается во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет волшебства, они девают, проявляют в ролевых играх, в которых ребенок совершенно свободен и уже поэтому не станет» как попугай, копировать жизнь ребенка. В этом плане ролевую игру нельзя считать только экспериментальной пло­щадкой, ' где дети проверяют, подвергая анализу, накопленную информацию о жизни, в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмыс­ливать его. Сошлемся на К-.Д. Ушинского: " У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у тре­тьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случа­лось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройДет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбиты­ми куклами и разломанными барабанщиками; весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы ассоциаций, свяжутся в одну обширную сеть, кото­рая определит характер и направление человека" -^/" Ролева.я иг­ра выступает активной формой экспериментального поведе­ния, обладающего социализирующим эффектом, который зави сит от мировоззренческих позиций играющего, а также от правильной дозировки и организации, игры.

Ролевые игры — всегда игры'" во что-то", " в кого-то". В этом плане они, по тонкому замечанию Ю.Фучика, " зеркало общест-на". Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжетпредмет игрового изображения, по






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.