Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод муниципального права.




Понятие и особенности муниципального права. Муниципальное право - комплексная отрасль права.

Мун.право – совокупность норм, упорядоченная система. В основе системы Мун.права – его деление на мун.правовые институты.

Правовой институт в Мун.Праве представляет собой – совокупность мун.правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, которые в рамках предмета Мун.права образуют относительно самостоятельную и вполне обособленную группу.

Представляется обоснованным характеризовать систему Мун.права как объединяющую наиболее близкие институты в своеобразные комплексы – группы институтов.

К числу таких комплексов Мун.Институтов Мун.права относятся:

- местное самоуправление как форма народовластия;

- комплекс институтов, устанавливающих экономическую основу местного самоуправления

- комплекс институтов связанных с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления

- комплекс институтов, регулирующих деятельность органов Местного самоуправления и должностных лиц Местного самоуправления.

- система институтов, объединяющих нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

- комплекс институтов обеспечивают гарантии местного самоуправления

Мун.право в общественной жизни выступает в нескольких позициях:

- как отрасль права,

- как отрасль правовой науки

- как учебная дисциплина.

Предмет и метод муниципального права.

В 1990-х годах в системе права РФ возникла новая отрасль – Мун.Право. В современном законодательстве термины «муниципальный» и «местный» употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим отношениям.

То есть Мун.право можно охарактеризовать как право местного самоуправления.

Профессора О.Е.Уттафин и В.И.Фадеев дают след.опр-ие Мун.Права: «Мун.Право РФ – это комплексная отрасль Российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе орг-ции Местного самоуправления и решения населением Муниц.образований непосредственно, через выборный и другие органы Местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных гос.полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления»

Комплексная отрасль – это отрасль права, многие нормы которой явл-ся одновременно нормами других отраслей права. Так, некоторые нормы Мун.права явл-ся одновременно нормами Конституционного, Гражданского, Финансового, Земельного и др.отраслей права.

Предмет Мун.Права – совокупность общественных отношений, лежащих в основе орг-ций и деятельности местного самоуправления, которые представляют собой особый уровень власти (власти народа), стоит несколько обособленно в общей системе власти и управления.



Особенность этого уровня власти закл-ся прежде всего в том, что его органы (органы Местного Самоуправления) в силу положений статьи 12, Констиутции РФ, не входят в систему орг-ов гос.власти, должны быть подчинены интересам населения, осуществляющего местоятелно решеге, Вопросов местного самоупр на своей территории. Хотя в соотв. Со стьатьей 132 конституции могут быть наделены отдлеьгми гос.полномочиями (н-р: полномочиями по регистрации актов Гражд.состояния, по проведению медико-соц экспертизы – один из видов мед.экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности. Степень утран=иы трудоспособности граждан, опр-ет виды, объем, сроки проведения их реабилитации и меры соц.защиты), по лицензированию розничной продаже розничной продажи. И т.д.

Правовое регулирование органов дейтельности органов местного самоуправления, как показывает зарубежный опыт осмдет омкществл-ся на основании двух гл.принципов:

А) муниц.органы в проаве делать тотьлко то,что им прямо разрешил закон;

Б) органы местного самупр-я праве осуш-ть любую деятельность, прямо не запрещенную законом.

 

В РФ органы местного самоуправления с одной стороны действуют в пределах полномочий, которые закрепила за ними законодательство о местном самоурправлении, а с др.стороны они вправе принять к своему усмотрению любые вопросы, не исключенные из их ведения и в то же время нне отнесены к ведению лркгих Мун.Об и органов гос.ласти.

Особенность мун.права как комплексной отрасли права проявляется в том, что поскольку его предмет охватывает круг общественных отношений как публично-правового так и частно правового характера, то и метод правов.регулирования щлесь носит комплексный характер, сочетающий себе императив и диспозитив.

Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантии. В статье 133 Констит РФ местное самоуправление гарантируется на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал