Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие речевой нормы и нарушения речи. Принципы анализа речевых нарушений, представленные Р.Е. Левиной.






Речь – это важнейшая психическая функция, присущая тлк человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи формируются и развиваются психические процессы: восприятие, воображение, память. На огромное влияние речи на развитие мышления указывал Выготский. При нормальной речевой деятельности сохранными остаются физиологические механизмы речи.

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются различные речевые нарушения, кот не м/т не сказаться на процессе формирования его психики – мы говорим об особой категории аномальных детей с речевыми нарушениями. Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данном языке, обусловленной нарушением нормального функционирования психологических механизмов реч деятельности.

Особенности реч нарушений: 1. не соответствцуют возрасту говорящего 2. не являются деалектизмаим, безграмотностью речи и следствием незнания языка.3. связаны с отклонением в функционировании психофизиологических механизмов речи 4. часто оказывают влияние на дальнейшее псих развитие человека 5. носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают 6. требуют определенного логопедического воздействия.

Согласно Левиной в основе методов логопедической науки лежат следующие принципы анализа речевых нарушений: 1. П-п развития. Вместо фиксации и описания НР необходимо установить, в результате каких патологических факторов эти изменения возникли. Например, непосредственным результатом повреждения артикуляционного аппарата яв ограниченная подвижность органов речи, что приводит к нечеткой артикуляции, как следствие – ограничение реч активности. 2. П-п системного подхода. Отражает сложную структуру, включающую звуковую (фонетическую), структурно системную сторону речи, фонематическую (смыслоразличительные процессы), лексику и грамматику. Речевые нарушения м/т затрагивать различные компоненты речи. Одни нарушения могут касаться тлк произносительных процессов. Другие затрагивают фонематическую си языка, выражаясь на тлк в дефектах произношения но и в недостатках овладения Зв составом, влекущим нарушение чтения и письма. 3. П-П связи речи с др сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связью со всей психикой ребенка вцелом, с различными психическими процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах. Так при ослабленном зрении, когда компенсаторные возможности зрительного анализатора снижены, такие нарушения как алексия и аграфия, будут протекать в более тяжелой форме, хотя их природа компенсаторного фона очень благоприятна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.