Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система специального образования лиц с различными отклонениями в R. Понятие интеграции чел-ка с нарушениями психического R в общество. Модели и формы интегрированного обучения.






Понятие интеграции. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отношения в R и ограничения возможностей.

Интеграция основывается на концепции «нормализаций», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должна быть как можно боле приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к Д. это означает: 1 особый Реб. Имеет общие для всех потребности, особенно потребность в любви и стимулирующей Развит. обстановке, 2 Р.д. вести жизнь, приближающей к норме, 3 лучшим местом для Р. Является его дом, 4 учиться могут все дети, а значит им всем должна предоставляться возможность учиться

Модели интегрального обучения: 1.совместное обучение в классе массовой школы. Некоторый практический опыт подготовки детей с сенсорными нарушениями (зрение, слух) к обучению неслышащих детей в обычном классе – относительно новое явление в России. Этот процесс осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде, в которую помещается ребенок. Неслышащим и слышащим детям необходимо одновременно с обучением получать сурдопедагогическую помощь.

Причины, по которым родители выбирают массовую школу: 1) отсутствие достаточной информации о системе спец. Образования; 2) преемственность посещения ребенком массового учреждения; 3) Общественная оценка готовности ребенка с нарушенным слухом к обучению в массовой школе; 4) нежелание отправлять ребенка в массовую школу 2. Спец. Классы в образовательных учреждениях общего назначения.

Самая распространенная модель. Спец классы создаются для детей: с нарушениями интеллекта (там где нет спец школы); с ЗПР; «группы риска школьной дезадаптации» способных к усвоению массовых образовательных программ, но испытываемых временные учебные и адаптационные затруднения в школьной среде. А) классы коррекции для детей с ЗПР. В отличии от обычных школьников и учащихся классов компенсирующего обучения (пед. поддержки) для обучающихся в коррекционных классах (школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем то время, которое отводится на освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем то время которое отводится на усвоение соответствующего материала в обычных классах.. Б) классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения). Все дети на этапе поступления характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации – это дает основание рассматривать их как группу пед. риска. Направление в коррекционные классы дает ПМПКонсультация или МПКомиссия. Вопрос об открытии такого класса решается на пед. совете школы и утверждается местными органами образования. В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно развивающие занятия (ритмика, ЛФК, психологическая помощь и т.д.). На базе каждого класса А группа продленного дня.В расписании занятий, режима А группы учитываются повышенная утомляемость детей. Важными характеристиками системы компенсирующего обучения является: 1. Высокое внимание к психофизическому здоровью детей; 2. Переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей; 3. Личный, а не нормативный характер оценки достижения ученика; 4. Развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению; 5. Целенаправленная коррекционно-развивающая среда. Формы интегрированного обучения: С точки зрения соотношения занятий, которые ребенок получает посещая массовое или специальное учреждение, выделяется частичная лил полная интеграция. При частичной интеграции - ребенок приходит в массовое учреждение 1-2 раза в неделю или посещает отдельные уроки, занятия. Все остальное время ребенок обучается по спец. Программе в спец учреждении. При полной интеграции – ребенок занимается все время в массовом д/с или школе.С точки зрения продолжительности интегрированного обучения выделяют: 1) t-ная – полная или частичная интеграция в течении определенного времени; 2) постоянная (перманентная) – ребенок постоянно посещает массовое учреждение.

 

11. Образов потр-ти и содер-е спец. обр-я. Формы организации и средства обеспечения корр. пед-го пр-са В зависимости от степени ограничения возможностей и в 1ю очередь от сохранности интеллект. возмож-ей, лица с особ-ми образ-ми потребностями могут осваивать разные уровни образования. Так часть Д. с нар-ми слуха, зрения, ОДА, ЭВС, речи – способны освоить не только общее среднее обр-е но и высшее. Лица с нар-ми интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке, корр-но-R-ей А-те, профилак-й и оздоров-й А, трудовой и начальной проф. Подготовке.Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание образовательных предметов, проводится их корректировка..

Принципы спец. обр-я 1. принцип пед-го оптимизма, он основ-ся на признании права каждого чел-ка независимо от его особ-й быть включенным в обр-й процесс. 2. принцип ранней педагогической помощи – СП считает одним из успешных условий коррекционно-педагогической помощи – обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в R Р., для определения его особых образовательных потребностей. 3. принцип коррекционно-компенсирующей направленности обр-я – принцип предполагает опору на здоровье силы обучающихся, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов. 4. принцип соц. Адаптирующей направленности образования. Социальная адаптация напр-ть обр-я позволяет преодолеть «соц. выпадение», сформировать структуры соц. Компетентности и психол-ю подготовленность к жизни человека в откр-й среде. 5. принцип дифф-го и индивидуального подхода. Индивидуальный подход направлен на создание благоприятных условий обуч-я, учитывающих индивидуальные особенности каждого Р. и его специфические особенности. Дифферентный подход обусловлен наличием вариативных типологических особенностей, даже в рамках одной категории нарушений. 6. принцип необходимости специального педагогического руководства. Только спец. Педагог, зная закономерности и особенности развития данного Р., возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи может организовать пр-е учебно-познават. деятельности и управлять им.

Технологии и методы спец. Обр-я. 1. специальные образовательные технологии (последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение пед-х задач). 2. методы обучения и учения (упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающегося, направленные на передачу ЗУН. 3. м-ды воспитания (нераздельны с обучением, т.к. в пр-се обр-я человек становится развит и социализирован) Методы обуч-я: 1. словесные методы 2. метод работы с учебником. 3. наглядные методы. 4. практич-е методы: дидиактические игры и упражнения

Формы орг-ции спец. обучения. 1. индивидуальные формы – применяется в тех случаях, когда: - обуч-ся имеет тяжелые и множеств. Нарушения; - ребенок нуждается в индивидуально психолого-пед-кой, логопедической и иной коррекц. Помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; - ребенок обучается в дом. Условиях, продолжительность 20-30 мин. 2. Индивидуально- групповая форма – используется в кач-ве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекц.- пед-ий эффект. 3. классно-урочные системы –Уроки в спец. школе хар-ся использованием групповых форм работы, когда дети объединяются в группы (в зависимости от познавательных возможностей, темпов учебной деят-ти) и бригады (временные группы выполняющ. Какое-либо учебное задание). Дополнительные формы работы: экскурсии, самоподготовка, внеклассные формы пед. Работы. Вспомогательные формы: кружковая и клубная работа, олимпиады, конкурсы, походы, факультативы. Ср-ваобеспечения коррекц. образоват. Процесса 1. Слово учителя – ср-во передачи учителем знаний, оно должно быть воспринято учеником. 2. дактильная (общение при помощи ручной азбуки) и жестовая (явл. Разговорной и применяется в неофициальной обстановке и калькулирующей, каждый жест эквивалентен слову) речь. 3. зрительное восприятие устной речи – упрощает процесс восприятия неслышащих информации. 4. музыкальные ср-ва – оказывает положит. Влияние на совершенствование ритмика-мелодийной стороны устной речи, развитие слуховой речи. 5. изо. ср-ва – способ выражения чувств, эмоций, впечатлений. 6. ручной труд. 7. художественно-речевая деят-ть. 8. театрализованная, игровая. 9. учебники – имеют свою специфику, обусловленную особенностями развития Д. 10. дидактический материал – предназначен для практической деят-ти ребенка с расчетом на самостоятельность. 11. технические ср-ва обучения – их применение играет важную роль для коррекции и компенсации. ТСО – это аппаратура предназначенная для более эффективного и кач-ного усвоения материала. 12. примаенение наглядности – ср-во осмысления учебного нимание устного слова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.