Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы экономических систем. 1.Экономическая система и ее суть.

План.

 

1.Экономическая система и ее суть.

2. Типы экономических систем.

 

 

Экономическая система и ее суть.

Задание:

· Выписать определение экономической системы.

Экономическая система – определенный способ производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

 

Типы экономических систем.

Задание:

· Выписать типы экономических систем и их суть.

 

Различают 5 типов экономических систем:

- традиционная система;

- чистый капитализм;

- командная система;

- смешанная система;

- синтезированная система.

 

Традиционная система, ее черты:

- экономика основана на обычаях;

- технический прогресс ограничен;

- религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономическими;

- социально-экономический застой четко выражен.

 

Для анализа чистого капитализма и командной экономики принимают 2 признака:

- форма собственности;

- способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность этих систем.

 

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции:

- частная собственность на ресурсы;

- для координации экономической деятельности и управления ею используется система рынков и цен;

- экономическая власть широко рассеяна;

- очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, контроле и вмешательстве в экономический процесс;

- роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

 

Командная экономика:

- общественная собственность;

- централизованное общественное планирование;

- рабочие закреплены за профессиями, и даже их распределение по географическим районам страны осуществляется централизованно.

 

Смешанная экономика имеет несколько форм или моделей:

- американская;

- японская;

- шведская;

- новых индустриальных стран (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

 

Американская модель - это преимущественно рыночная экономика, но вместе с тем экономические функции правительства играют в ней очень существенную роль.

 

Японская модель характеризуется:

- развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора;

- сохранение своих традиций, и в то же время умение заимствовать у других все то, что нужно для развития страны;

- высокий престиж государственной службы;

- стержнем стратегии экономического развития является установка на развитие наукоемкой продукции;

- высокий престиж образования, и прежде всего высшего.

 

Шведская модель:

- социальная политика. Большую часть благ и услуг шведы получают из государственных социальных фондов минуя рынок;

- полная занятость;

- ставка на труд, на самореализацию личности, утверждение ее общественной значимости.

 

Черты Кореи:

- защита внутреннего рынка;

- жесткий экономический курс, проводимый центральной властью;

- привлечение иностранного капитала;

- национальные кадры;

- образование массового среднего класса.

 

Синтезированная система имеет такие черты:

Ø - переход стран на принципиально новую экономическую базу производства;

Ø - гуманизация экономики, т.е. перераспределение общественных ресурсов в пользу образования, культуры, медицины и изменение самой материально вещественной базы этих отраслей;

Ø - экологизация экономического развития, т.е. новый этап мирохозяйственного развития должен формироваться в соответствии с экологическим состоянием планеты;

Ø - формирование новой философии потребления. Растет спрос на экологически чистые продукты, новые требования к жилью, вырабатывается политика добровольного самоограничения потребностей;

Ø - растет число и доля обеспеченных, образованных и предприимчивых людей;

Ø - возрастает роль социально - культурных фактов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры ограниченности ресурсов. | Типы, формы и виды собственности.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.