Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура социологии.






При изучении и объяснении различного рода социальных явлений и процессов социологи используют пять основных подходов.

1. Демографический. Демография – изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, демографический анализ стран третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

2. Психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

3. Коллективистский. Применяется при изучении двух и более людей, образующих группу или организацию. Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью можно анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой и конфессиональной основе, соперничество между группами. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например, действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.

4. Интеракционный. Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями.

5. Культурологический. Этот подход применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения, или, нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.

Уровни исследования общества:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

3. социальная инженерия уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы(функционализм – Мертон, Парсонс, теория конфликта – Маркс, Дарендорф, Козер). Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии (теория обмена – Джордж Хоманс, Питер Блау, этнометодология – Г.Гарфинкель, символический интеракционизм – Чарльз Кули, У.Томас, Г.Зиммель, Дж.Г.Мид).

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня. Они призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. Теории среднего уровня таким образом относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями.

Все теории среднего уровня условно делятся на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, армии, политики, религии, труда), теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, толпы, этносоциология, феминистская социология), теории социальных процессов (социология девиантного поведения, конфликтов, мобильности и миграции, города, социальных движений).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.