Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прикладная социология.






1. Сущность и виды прикладных социологических исследований.

2. Процедура прикладного социологического исследования.

3. Методы сбора социологической информации.

1. Сущность и виды прикладных социологических исследований.

Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных явлений и процессов.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные знания об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

По содержанию, направленности, формам и способам – прикладные социологические исследования чрезвычайно разнообразны, поэтому существует довольно много их видов и типологий. Так, например, в зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от глубины анализа полученных эмпирических данных прикладные социологические исследования подразделяются на: пилотажные (разведывательные), описательные и аналитические.

Пилотажно е (разведывательное) исследование – предварительное исследование, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение его валидности, т. е. надежности. Более сложным является описательное исследование. Оно ориентировано на получение социологической информации, позволяющей социологу дать относительно целостное, непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Самым углубленным типом прикладного социологического исследования является аналитическое исследование, цель которого – не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность.

По характеру подхода к изучению социальных объектов, исследования могут быть статическими (точечные) и динамическими (повторные).

Точечное (разовое) прикладное социологическое исследование дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об его изменении и развитии. (Маркетинговые исследования, цель которых в выявлении предпочтений в выборе товаров и услуг; электоральные исследования, позволяющие установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы).

Цель повторных исследований – изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях.

2. ПРОЦЕДУРА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Этапы социологического исследования: подготовительный – составление программы социологического исследования, основной (полевой) – сбор данных, заключительный – обработка и анализ собранных данных.

Программа социологического исследования – это документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-технологическое обоснование социологического исследования.

Программа социологического исследования начинается с формулирования проблемы и анализа проблемной ситуации. Проблема – это вопросительные высказывания, выражающие неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны.

После анализа проблемной ситуации и постановки проблемы исследования осуществляются следующие шаги:

· выделение объекта и предмета исследования;

· определение целей и задач исследования;

· «операционализация и интерпретация основных понятий» (уточнение смысла категорий и понятий);

· формулировка гипотез и вариантов решения исследуемой проблемы.

Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу исследовательской программы. Он включает в себя:

1.Определение общего плана исследования;

2.Построение выборки;

3.Определение метода сбора и процедуры анализа исходных данных.

Выборка – это представительная (репрезентативная) часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом. Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.

В методико-процедурной части программы определяется метод исследования. Метод – это система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта. Исходя из выбранного метода сбора информации, обосновывается тип инструментария, т. е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.