Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопоставления.






Показатели масштабов, структуры и динамики международной торговли.

 

Для анализа развития и систематизации результатов международной торговли разработаны различные виды показателей. Одни из них используются для анализа результатов внешнеэкономической деятельности предприятий, другие для целей макроэкономического анализа. Совокупность показателей развития международной торговли можно условно разделить на семь групп:

Объемные (абсолютные) показатели;

Результирующие;

Структурные;

Интенсивности;

Эффективности;

Динамики;

сопоставления.

Объемные (абсолютные) показатели: экспорт (реэкспорт), импорт (реимпорт), внешнеторговый оборот, генеральная торговля, специальная торговля, физический объем внешней торговли.

Результирующие показатели: сальдо торгового баланса, сальдо баланса услуг, сальдо баланса текущих операций; индексы состояния торгового баланса; индекс «условий торговли»; индекс «концентрации экспорта»; индексы показателей чистой торговли, коэффициент импортной зависимости стран.

Структурные показатели: товарная структура экспорта/импорта, региональная (географическая) структура экспорта/импорта, индекс диверсификации экспорта.

Показатели интенсивности: квоты (экспортная, импортная внешнеторговая); объем экспорта, импорта, или внешнеторговый объем на душу населения.

Показатели эффективности: эффективность экспорта (эффект экспорта, эффективность экспорта фирмы, эффективность экспорта товаров); эффективность импорта (эффект импорта, эффективность импорта фирмы, эффективность импорта товаров).

Показатели динамики - вышеуказанные показатели, изменения (темпы роста, темпы прироста) анализируются за определенный период времени.

Показатели сопоставления - те же показатели, сопоставленные аналогичными показателями другой страны.

Некоторые показатели, например индекс «концентрации» экспорта и индекс «диверсификации» экспорта используются в международных сопоставлениях, иные для оценки развития как внешней торговли, так и международной торговли (объем экспорта, импорта, товарная и региональная структура торговли и т.п.).

Систематизация показателей развития международной торговли и сферы их применения представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Сферы применения показателей развития международной торговли

Показатели Глобальные оценки и сопос­тавления Анализ развития внешней торговли Отраслевой анализ, анализ товар­ного рынка Оценка внешней торговли фирмы
Экспорт (реэкспорт) + + + +
Импорт (реимпорт) + + + +
Внешнеторговые оборот   + + +
«Генеральная» торговля   +    
Специальная торговля   +    
Физический объем внешней торговли + + + +
Сальдо: баланса торгового, услуг, текущих операций + +    
Индексы состояния баланса + +    
Индекс «условий торговли» + +    
Индекс «концентрации» экспорта +      
Коэффициент импортной зависимости страны + + +  
Индекс чистой - торговли + + +  
Товарная структура экспорта и импорта страны +      
Товарная структура экспорта и импорта страны + +    
Индекс «диверсификации» экспорта + +    
Региональные структуры экспорта и импорта товара   + +  
Региональные структуры мирового экспорта и импорта товара +   +  
Объем экспорта - импорта и внешне торгового оборота на душу населения + +    
Квоты: экспортная, импортная, внешнеторговая + +    
Интенсивность и уровень международного, внутриотраслевого обмена     +  
Макроэкономические, показатели эффективности экспорта и импорта   +    
Показатели эффективности внешнеторговой операции       +
Показатели динамики + + + +
Показатели сопоставления + + + +

По данным «Statistical Year book» за соответствующие годы

 

Большое количество показателей может быть использовано как для международного экономического анализа, так и для оценки и анализа развития национальной внешней торговли. Товарная структура экспорта (импорта) - это систематизация по группам (определенным признакам) товаров, вывозимых (ввозимых) из страны (в страну).

Товарная структура импорта отдельно не рассчитывается.

К примеру, для определения степени открытости экономики страны используется различные индикаторы:

• отношение экспорта к ВВП - экспортная квота (его величина считается приемлемой, если он находится на уровне 10%);

• отношение импорта к ВВП - импортная квота;

• комплексный показатель - внешнеторговая квота.

Во второй половине XX века произошли значительные изменения в структуре мировой торговли. С 1953 г. доля США в международной торговле снизилась почти наполовину. В 90-е годы США опять вышли на первое место в мире. В 2000 г. экспорт США составил более 1/10 мирового.

Экспорт ФРГ более чем удвоился и она занимает второе место в мире.

Япония увеличила долю экспорта в 6 раз и вышла на 3 место, на 4 месте Франция, 5 - Великобритания и 6 - Италия. Доля экспорта стран Африки уменьшилась, Латинской Америки - не уменьшилась. Возросла доля экспорта стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. На 11, 13. 14 и 18 местах находятся Тайвань, Гонконг, Южная Корея и Сингапур.

Современный этап развития международной торговли характеризуется усилением международной конкуренции, укреплением существующих и возникновением новых интеграционных объединений, индустриализацией большинства развивающихся стран, ростом внешней задолженности как этих стран, так и постсоциалистических (транзитных) экономик. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке.

За последние 40 лет объемы международного экспорта увеличивались в среднем на 6 - 7% в год.

Значительно усилились экспортные позиции на мировых рынках таких стран как Китай, Южная Корея, Сингапур, Мексика, Малайзия, Испания, увеличились темпы роста экспорта ряда стран Азии и Латинской Америки.

Изменения в международной торговле представлены в табл. 3.

Таблица 3. Структура мирового экспорта по товарным группам (в текущих ценах, ФОБ, млрд. дол.)*

            Млрд.$
Продовольственные товары и сырье Руда, минералы и цветные металлы Топливо Промышленные товары Другие товары       13, 5 3, 5 69, 5 1, 5 2, 7 12, 5 74, 6 1, 2  
Итого: 100% 100% 100% 100% 100%  

Рассчитано по данным «Statistical Year book» за соответствующие годы

 

За последние 40 лет объемы мирового экспорта почти в 50 раз превысили показатели 1960 г., достигнув почти 6000 млрд. дол. Этот быстрый рост сопровождался развитием специализации в торговле. Изменения в товарной структуре мировой торговли, обусловлены научно-техническим прогрессом, стремительным развитием транснациональных корпораций, а также структурными преобразованиями в экономике многих стран мира. Развитие глобальной системы мирового хозяйства в условиях интернационализации, углубление специализации и кооперирования на основе международного разделения труда способствовало концентрации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции в индустриально развитых странах, табл. 4

Таблица 4. Мировой ЭКСПОРТ (в текущих ценах, ФОБ, млрд дол.)*

Группы стран          
Развитые Развивающиеся страны Страны с переходной экономикой 85, 5 29, 2 13, 2 224, 9 58, 3 31, 0 1268, 5 575, 9 157, 2 2455, 1 804, 5 171, 4 3596, 7 1551, 7 211, 9
Всего 128, 3 314, 1 2001, 6 3425, 0  

* Рассчитано по данным Statistical Year book за соответствующие годы.

 

Крупнейшими странами-экспортерами товаров и услуг на мировом рынке в последнее десятилетие являются страны, удельный вес экспорта которых в мировом экспорте превышает 50%: США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Нидерланды и Бельгия. В 90-е годы экспорт Западной Европы почти в 4 раза превысил экспорт США. Китай занимает лидирующие позиции в мире по экспорту.

Возрастание роли внешней торговли в экономике большинства стран находит свое отражение в увеличении экспортной квоты стран - процентного отношения стоимости экспорта к внутреннему валовому продукту, табл. 5.

Таблица 5. Динамика экспортной квоты ведущих стран Западной Европы

 

Страны Годы
       
США 4, 0 7, 2 6, 7  
Великобритания 13, 9   16, 4  
ФРГ 15, 8 21, 2 26, 9  
Франция 11, 4   17, 6  
Италия 9, 8   15, 5  
Нидерланды 35, 9 43, 1 45, 7  
Бельгия и Люксембург   44, 6 58, 7  
Швеция 21, 0 25, 1 27, 6  
Швейцария 22, 4 23, 9 27, 3  
Дания 24, 9 24, 6 24, 3  

 

Рост внешней торговли объясняется не только более глубоким участием стран в международном разделении труда, но и необходимостью использования внешнеэкономических связей для решения внутренних проблем страны:

· увеличился удельный вес готовой продукции и полуфабрикатов, соответственно снизилась доля сырьевых и продовольственных товаров;

· возрос удельный вес машин, оборудования и транспортных средств в мировом товарообороте, значительно увеличились объемы экспорта автоматизированных средств обработки данных, электронных товаров, телекоммуникационного и офисного оборудования;

· интенсифицировался обмен продукцией интеллектуального труда (лицензиями, ноу-хау, инжиниринговыми услугами);

· экспорт-импорт услуг (особенно новых видов — консультационных, банковских, информационных, связи, аренды и т.п.) выделился в наиболее динамично растущий сектор мировой торговли.

Естественно, в этот период отмечаются изменения географического распределения товарных потоков, что явилось следствием как политических, так и экономических изменений в мире. Аргентина, Австрия, Австралия увеличили объемы собственного экспорта почти в 3 раза, Китай - в 7 раз, Таиланд в 10. В Болгарии, Румынии, Саудовской Аравии и в ряде стран Африки объемы экспорта снизились. В мировом экспорте доля промышленно развитых стран составляет 70 - 75%, развивающихся стран - 20 -25%.

Индустриально развитые страны занимают ведущее место в торговле высокотехнологичной продукцией, табл. 6.

Таблица 6. Крупнейшие экспортеры высокотехнологической продукции

Отрасль Доля в мировом экспорте
Телекоммуникационное и навигационное оборудование США - 20, Япония - 17, Германия -7
Микроэлектроника США -19, Япония -21, Южная Корея -10
Авиационное и ракетно-космическое оборудование и материалы США - 40, Франция - 20, Великобритания - 10
Авиационное и ракетно-космическое оборудование США - 19, Япония - 15, Сингапур - 10
медицинское оборудование и материалы США - 27, ФРГ - 15, Япония - 10
Промышленные и научные приборы и материалы США - 28. Япония - 18, ФРГ - 14

 

К особенностям современного этапа международной торговли относятся:

· расширение стабильных и долгосрочных отношений между поставщиками и потребителями и увеличение удельного веса внутрифирменных поставок в ТНК (30% взаимной торговли промышленно развитых стран приходится на внутрифирменные поставки ТНК;

· активизация встречной торговли при несбалансированности внешнеторговых расчетов и увеличении в мировом товарообмене почти всех стран комплексных и долгосрочных связей;

· усиление конкуренции между странами Триады: США, Японией и ЕС (несколько пошатнулись позиции США, Великобритании, Франции и Италии по сравнению с успехами Японии на зарубежных рынках, появление тенденции создания закрытых экономических пространств, раздел глобальной системы торговли на крупные блоки. Пример - региональная структура торговли ЕС: до 70% торговли стран приходится на взаимные поставки, причем во всех странах ЕС этот показатель превышает 50%.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.