Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиеническая оценка состояния воздушного бассейна




Несмотря на имеющиеся в литературе данные об умеренном и относительно низком загрязнении воздушного бассейна города Воронежа в сравнении с другими промышленными регионами [9, 80], наличие многочисленных приземных источников вредных выбросов, высокая автотранспортная загруженность ряда городских магистралей создают потенциальную угрозу здоровью населения в связи с локальным, но опасным загрязнением воздушной среды.

Анализ состояния атмосферного воздуха города за последние годы свидетельствует о наличии негативной тенденции ухудшения санитарно-гигиенических показателей качества воздушной среды. Несмотря на сокращение промышленного производства и снижение валовых выбросов токсических веществ в атмосферу (более чем на 60%), удельный вес нестандартных проб по содержанию химических токсических веществ вырос за этот период почти на 30%. Анализ причины увеличения загрязнения атмосферного воздуха на основе новых наблюдений показал, что этот факт объясняется ежегодным ростом автотранспортной нагрузки в городе.

В условиях г. Воронежа ведущими факторами, формирующими качество воздушного бассейна, являются токсические компоненты выбросов автотранспорта (85%) и стационарных источников (15%) загрязнения атмосферы

В ходе зколого-гигиенических рейдовых проверок на автомагистралях г. Воронежа отмечены максимальные разовые превышения ПДК по окислам азота - до 10 раз, пыли — до 2,5 раз, оксиду углерода- до 2 раз, бенз(α)пирену - до 4 раз. Хотя свинец с 2000 г. исключен из списка приоритетных загрязнителей атмосферы, вследствие инерционности экологических процессов вдоль крупных автострад превышения ПДК в почве по этому токсиканту достигают 8-9 раз и более.

Ежегодно за счет автотранспорта на 1 км2 территории города поступает 196 тонн химических веществ, в том числе диоксида серы - 2 тонны, окиси углерода - 26,6 тонн, двуокиси азота - 12,8 тонн. Среднегодовая нагрузка выбросов от движущихся источников на 1 жителя города составляет 120 кг, из них 1,2 кг - диоксида серы, 9,2 кг - оксида углерода, 7,8 кг - двуокиси азота, 16 кг - углеводородов.

Основными загрязняющими веществами, по которым отмечаются превышения ПДК в атмосферном воздухе города, являются оксид углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, формальдегид, пыль, фенол, оксид марганца, оксид меди. Так, суммарный объем выбросов оксида углерода от автотранспорта в 28 раз превысил выбросы от промышленных предприятий и продолжает нарастать.

Особенностью стационарных источников в г. Воронеже является то, что большая их часть (3/4) сконцентрирована на значительно малой площади в двух промышленных районах города Левобережном и Коминтерновском.



Основными источниками поступления в атмосферу химических веществ, и, в первую очередь, сернистого ангидрида являются предприятия энергетики — ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, расположенные в этих районах. На их долю приходится 60% от общего объема выбросов в атмосферу.

Ощутимый вклад в загрязнение атмосферы вносят в Левобережном районе АООТ «Воронежсинтезкаучук», в выбросах которого превалируют дивинил, толуол, циклогексан, ксилол; АООТ «Воронежшина» и «ВЛСО» с преобладанием в выбросах углеводородов.

В Коминтерновском районе, кроме ТЭЦ-2, значительный объем выбросов приходится на АООТ «Тяжэкс» им. Коминтерна, АОЗТ «Тяжмехпресс», АОЗТ «Электросигнал», где ведущими компонентами являются оксид углерода, сернистый ангидрид, окислы азота.

Структура загрязняющих атмосферный воздух веществ в Советском районе в первую очередь определяется такими загрязнениями, как пыль, оксид углерода, источниками, которых являются АО «Воронежский комбинат строительных материалов», ТОО ПКФ «Воронежский механический завод», однако доля их вклада в общее загрязнение не превышает 4%.

Основными загрязнителями в Железнодорожном районе можно считать сернистый ангидрид, окись углерода за счет присутствия заводов им. Тельмана и ВЗСАК. В Центральном и Ленинском районах в воздухе преобладают окислы азота и окись углерода.

Вместе с тем, анализ объемов выбросов с точки зрения влияния на здоровье населения не всегда дает адекватные результаты, так как,

во-первых, ввиду действия метеорологических факторов вредные вещества могут перемещаться в другой район, а сами источники на месте своего расположения напрямую не действовать;



во-вторых, выбросы стационарных источников являются организованными, а их проекты предусматривают рассеивание выбросов в атмосфере и присутствие безопасных концентраций в приземном слое воздуха, в том числе при неблагоприятных метеорологических условиях.

Следует отметить также, что роза ветров в условиях города Воронежа имеет широкую ориентацию и не имеет сильного преобладания ветра одного направления (более 2-3%).

Суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) в городе, ежегодно рассчитываемый по среднегодовым концентрациям 7-ми ведущих ингредиентов, в последние 5 лет колеблется около 2,5 - 3,2, что соответствует допустимому уровню.

Однако, по отдельным ингредиентам ситуация не столь благополучна. Так, наиболее загрязненной воздушная среда является в зонах обслуживания детских поликлиник: 8, 1 поликлиник Коминтерновского; 6, 7 поликлиники Левобережного; 4 поликлиники Советского района. Наиболее чистая атмосфера практически по всем исследуемым параметрам отмечается в зоне обслуживания 11 поликлиники Северного микрорайона и в районе «СХИ - Березовая Роща».

Таким образом, основными загрязняющими атмосферу веществами, поступающими от автотранспорта и стационарных источников, являются бенз(α)пирен, оксид углерода, окислы азота и оксид серы. В настоящее время свинец исключен из списка приоритетных загрязнителей воздушной среды, однако потенциальная опасность его присутствия в атмосфере сохраняется. Проведенные аэроаналитические исследования в целом подтверждают целесообразность зонирования городского пространства на загрязненные промышленные и «условно-чистые» районы, существенно различающиеся по качеству воздушной среды и комфортности условий жизни населения. Вместе с тем, задача выявления конкретных зон воздействия ведущих стационарных загрязнителей атмосферы города осложняется взаимоналожением ареалов рассеивания вредных примесей, а также отсутствием прямого соответствия мест расположения объектов загрязнения и зон аккумуляции загрязнений в среде за счет естественного рассеивания токсикантов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал