Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ научно-педагогических исследований по проблемам наглядности






 

Значение принципа наглядности в образовании

Проблема наглядности в воспитании и обучении активно развивается в трудах выдающихся мыслителей и педагогов, как И.Г. Песталоцци, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо [17], И. Гербарт, А. Дистервег [16] и других, которые уточнили его сущность, выделили два уровня восприятии (внешнее и внутреннее), обосновали психологические особенности использования наглядности при обучении детей разных возрастов.

Большой вклад в развитие исследуемой проблемы внесли российские последователи Я.А. Коменского, Ф.И. Янкович, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков,

В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский и другие. Они считали, что в воспитании и обучении детей необходимо опираться на факты и наблюдения, постепенно переходить от конкретного к общему.

Основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский [17] развил учение о наглядности в обучении. Он полагал, что наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком; выступает мощным средством формирования мыслительной деятельности на основе чувственного образа, служит основой природосообразного обучения. Эти идеи становятся определяющими в развитии отечественной педагогической мысли (Н.И. Пирогов, А.Н. Герд, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.А. Корф, В.Я. Стоюнин и др.).

Известный педагог конца XIX – начала XX века П.Ф.Каптерев раскрыл истоки наглядного обучения, показал его роль в начальном воспитании и образовании детей, обосновал теорию наглядного обучения. Он выделил виды наглядности: «полная наглядность, половинная и наглядность умственная или по памяти» и дал им характеристику. П.Ф. Каптеров предлагал использовать наглядность на всех этапах педагогического процесса.

Значительное внимание принципу наглядности в обучении уделялось отечественными педагогами. В учебных пособиях многих авторов (К.П. Аржеников, А.И. Гольденберг, В.А. Евтушевский, С.И. Шохор-Троцкий) содержались иллюстрации и картинки, способствовавшие наглядному усвоению учебного материала по математике. Наиболее полно и всесторонне вопросы наглядности раскрыл С.И. Шохор-Троцкий, выделивший «внешнюю» и «внутреннюю» наглядность. Он считал, что наглядность обеспечивает творческое воображение и деятельность мышления учащихся.

Достаточно полное обоснование получила наглядность в образовательном процессе советской педагогической мысли (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Г.И. Щукина, Л.В. Занков) [12, c.34].

В 50-60 годах XX века Н.П. Конобеевский обосновал роль и место наглядности в обучении учащихся начальных классов, Л.В. Занков показал важность сочетания слова и наглядности для обеспечения взаимопроникновения ощущения и мышления.

Наглядность понимается как определенным образом рационально осмысленная чувственная предметная область окружающего мира, отраженная оценочно-волевым моментом в индивидуальном сознании человека. Она как основа понимания научного знания является чувственно-эмоциональным феноменом, для которого характерны рациональность, устойчивость, модельная определенность. Предметы и явления, непосредственно воздействуя на органы чувств, создают определенный образ. Это «внешняя» наглядность. Предметность, являясь основной чертой чувственного образа, дает основание ввести понятие предметной наглядности [12, c.40].

В психолого-педагогической литературе выделяют «внутреннюю» наглядность, которая является отражением невидимого мира, т.е. чувственное восприятие позволяет отразить не только внешние стороны предметов (создать их образ), но и обусловить предпосылки для мысленного анализа предметов, перехода на уровень отображения сущности. Таким образом, кроме непосредственной предметной наглядности существует наглядность опосредованная, мысленная наглядность, которая является результатом деятельности памяти, представлений и воображения человека. Следовательно, правомерно говорить не о «внутренней» наглядности, а опосредованной, мысленной наглядности.

Можно выделить следующие методы мыслительной нагядности, для дисциплины «Технология парикмахерских искусств»:

1. Видеофильмы. С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

2. Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры работы.

3. Муляжи (макеты) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники работы ножницами.

Новый ракурс понимания принципа наглядности связан с использованием компьютерных технологий, которые могут моделировать различные наглядные абстракции. С помощью компьютерных технологий создаются и применяются виртуальные наглядные материалы, поэтому можно выделить виртуальную или компьютерную наглядность [15; 18].

Наглядные пособия являются специально созданными конструктами, облегчающими усвоение учащимися учебного материала. Основными положениями, на которых основывается разработка наглядных пособий, является структура педагогического процесса.

К основным принципам разработки комплекта наглядных пособий относятся принципы: целесообразности, который обусловливается потребностью облегчения процесса усвоения учащимися учебного материала, а также задачами умственного, нравственного, гражданского, эстетического воспитания; соответствия содержания наглядных пособий цели, задачам, содержанию, используемым методам и организационным формам обучения; научности, требующий соответствия комплекта наглядных пособий современному уровню развития науки; доступности, предполагающий учет закономерностей возрастного развития учащихся; пространственно-цветового предъявления информации, которая значительно легче усваивается и нацелена на развитие пространственных представлений у младших школьников; обучения в действии и движении, который дает возможность развивать моторику, движения, чередовать различные виды деятельности и стимулировать активность учащихся; многофункциональности, позволяющий применять одно и то же наглядное пособие для выполнения разных учебно-воспитательных задач; вариативности, позволяющий использовать наглядные пособие при работе с другими средствами обучения; последовательности, обеспечивающий последовательность и преемственность в обучении; конструктивности, отличающийся его структурой, лаконичностью, компактностью, группировкой информации [18, c22].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.