Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий






 

Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогической практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических тетрадей, что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогического процесса, компрометируя новые средства наглядности и новые средства обучения.

Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь на анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимые дидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в педагогический процесс новых наглядных материалов. Исходя из практической направленности таких рекомендаций, они должны быть не абстрактными требованиями, а конкретными ограничениями для использования средств наглядности в реальных условиях современной образовательной системы [10; с.122].

Сегодня в помощь преподавателю приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедия позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение преподователя безграничные информационные ресурсы планеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют учеников от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран.

Технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Естественное желание преподавателя наиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных систем нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями деятельности учеников.

С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала преподаватель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (альбомной иллюстрации, экране монитора, проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта детей, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить учеников с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Это означает, что наглядный материал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию " служить как бы опорой внутренних действий. Вместо того, чтобы " быть представителем изучаемого предмета", наглядный материал сам делается " непосредственным предметом учебных действий студента" [5, с.30]. Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что фактически осознается учениками, с тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей. " С психологической точки зрения это и есть центральный вопрос наглядности" [5, с. 32].

В отличие от научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности.

Вместе с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных средств наглядности накладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания учеников.

Так, с помощью современных информационных средств преподаватель имеет все технические возможности для того, чтобы в полной мере реализовать принцип выразительности речи письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия.

Общеизвестен феномен психо-физиологического влияния цвета на человека. Графика буквы, слова, текста имеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментально установлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или иной стилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит, арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленного распознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особым культурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов может только отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.

Представляемые современными информационными средствами удобство и простота в создании новых наглядных материалов так же нередко вводят педагога в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал - это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать пятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда. Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки самого преподавателя во многих областях деятельности.

Наконец, создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.

 

 

2. Опытно-исследовательская работа по проектированию наглядных пособий

2.1. Анализ наглядных пособий по дисциплине «Технология парикмахерских искусств», на примере Технологический колледж сервиса ЮУрГУ

В учреждении существует несколько видов пособий.

Рассмотрим их.

1. Фильмы с мастер-классами.

Плюсами данных пособий является:

А) возможность фокусировать внимание студентов на конкретных элементах, приемах;

Б) детальный разбор техники работы, при помощи повтора или замедления кадров;

В) дает базовые знания по парикмахерскому искусству.

К минусам можно отнести, то что в процессе изучения студент будет повторять увиденное, т.е. у него уже есть готовый вариант работы, и ему сложнее что-то придумать самому, новый вариант.

2. Инструкционная карта

Плюсы данного наглядного пособия:

А) начальное изучение этапов работы;

(еще хотя бы 1 плюс)

К минусам можно отнести, то что студенты получают базовые знания работы, это никак не будет влиять на мыслительную активность.

На основе всего выше изложенного не смотря на положительные стороны имеющихся пособий, есть один мину это отсутствие мыслительной наглядности. Студенты уже берут готовые наработки, и ничего сами не додумывают. Также было проведено анкетирование с целью определить отношение студентов к наглядным пособиям.

 

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты (а это может быть и студент, и преподаватель) дают письменные ответы на вопросы.

Бланк анкеты - перечень вопросов. Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить: формирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданны; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путём пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

По данным анкетного исследования большинство студентов группы предпочли практические занятия с применением компьютера всем остальным. Одиннадцать человек ответили за этот метод обучения (68, 71%). Три человека ответили, что в школе учителя предпочитали словесные методы (18, 8%) и два человека (12, 5%) - наглядные.

В настоящем времени преподаватели учреждения в большей степени используют словесные методы обучения. Наглядные и практические методы они используют в своей педагогической практике в равном объёме (по ответу студентов). Так ответили четыре человека, что составляет 25% в общем объёме студентов группы. Из всех методов обучения студенты предпочитают лекции. Так ответили семь человек группы (43, 8%). За беседу выступили пять человек (31, 2%)), за практические занятия - четыре человека 25%.

За модернизацию существующих методов обучения выступили меньше. Семь человек группы (43, 7%) за это нововведение. Три студента согласны с тем, что фактический процесс требует улучшения. Пять человек (это 31, 2% в общей численности студентов) за модернизацию только в сфере электронно-вычислительной техники. И только один (6, 2%) был за то, чтобы традиционные методы обучения остались неизменными, т.е. они консервативны изначально и менять их совершенно не стоит. Студенты понимают, что в учебном процессе главное знания, процесс их получения и, главное, то, как эти знания, на сколько, глубоко, остаются в нашей памяти. Поэтому в большинстве своём выступают за модернизацию сложившихся традиций, за новое образование методов современных технологий и технических средств обучения.

 

Таблица 1

Частота применения традиционных методов обучения

Методы Количество опрошенных
  чел. %
Словесные   18, 8
Наглядные   12, 5
Практические   68, 7
Всего    

 

По данным таблицы видим, что практические методы в школе учителя применяют наиболее часто (68, 7%) двое или 12, 5% отдали предпочтение наглядным и трое (18, 8%) словесным методам обучения. По данным таблицы 2 видно, что 50% или 8 человек группы ответили, что словесные методы в техникуме применяют наиболее часто. Четыре человека или 25% отдали предпочтение наглядным и практическим методам.

 

Таблица 2

Частота применения традиционных методов обучения

Методы Показатели
    чел. %
Словесные    
Наглядные    
Практические    
Всего    

Таблица 3

Предпочтительные для студентов методы универсального обучения.

Методы Показатели
    чел. %
Лекция   43, 8
Практическое   25, 0
Беседа   31, 2
Всего    

 

По данным таблицы 3 видно, что студенты отдают предпочтение лекциям (7 студентов или 43, 8%). За беседу выступило пять человек или 31, 2%; за практические занятия четыре человека (25%).

 

Таблица 4

Необходимость модернизации традиционных методов обучения.

Ответы чел. %
1. Нет, не надо модернизировать    
2. Любой дидактический процесс требует улучшения   18, 9
3. Вообще-то можно модернизировать в сфере ЭВМ   31, 2
4. Методы обучения довольно консервативны   6, 2
5. Да, надо модернизировать   43, 7
Всего    

 

По данным таблицы 4 видно, что большинство студентов за модернизацию методов обучения. Это 7 человек или 43, 7%. Пять человек за модернизацию в сфере ЭВМ. За улучшение дидактического процесса выступили три человека.

По данным анкетного исследования получилось, что студентов особенно привлекают уроки с применением наглядных средств обучения. Они им нравятся по вышеперечисленным причинам. Но в то же время учащиеся не против, а даже за модернизацию этих методов.

 

Приложение

(это уже в конце диплома будет)

Анкета №1

Уважаемые студенты! Просим Вас ответить на ряд предложенных ниже вопросов. Заранее благодарим за предоставленные ответы.

Общие вопросы:

1 Возраст.

2 Пол.

3 Образование.

Специальные вопросы:

1. Какие из традиционных методов обучения в школьной практике использовали ваши учителя?

а) словесные; б) наглядные; в) практические.

2. Какие из них сейчас используют преподаватели уже в студенческой практике?

а) словесные; б) наглядные; в) практические.

3. Вы предпочитаете такое занятие как: а) лекцию; б) практическое; в) беседа.

4. Как Вы считаете, традиционные методы неизменны? Надо ли их как-то изменять, дополнять, т.е. модернизировать?

5. СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Интервьюирование преподавателя.

Интервьюирование - разновидность беседы, привнесённое в педагогику из социологии.

Интервьюирование - самостоятельный, дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным по отдельным вопросам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.