Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы экономического роста. Каковы источники экономического роста?






Каковы источники экономического роста? Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту. Перечислим их: 1) количество и качество природных ресурсов, 2) количество и качество трудовых ресурсов, 3) объем основного капитала, 4) технология. Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они

делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличивать производство реального продукта.

Однако следует различать способность к росту и реальный рост сам по себе, для которого важны следующие два соображения. Во-первых, рост зависит от факторов спроса. Для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация. Способность к наращиванию производства недостаточна для расширения общего выпуска продукции; необходимо также реальное использование растущего объема ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное количество

полезной продукции.

Следует отметить, что факторы предложения и спроса, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. Например, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать главной

причиной безработицы.

Общее представление о взаимодействии всех этих факторов может дать кривая производственных возможностей, воспроизведенная на рисунке 2. Эта кривая наилучшим образом отражает максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена при данном количестве и качестве природных, трудовых ресурсов и основного капитала на основе данного технологического потенциала. Усиление позитивного воздействия со стороны любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов и технический прогресс) смещает кривую производственных возможностей вправо, что показано как сдвиг от АВ к CD на рисунке 2.

Но возможность экономики полностью реализовать свой производствен­ный потенциал ограничивается факторами спроса и распределения. Кривая производственных возможностей может сместиться вправо. Но действительный уровень производства не достигает возможного. Иначе говоря, кривая реальной экономической деятельности будет находиться внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей. Имеется в виду, что прирост производственного потенциала реализуется, только если (1) совокупные расходы увеличиваются в степени, достаточной для поддержания полной занятости, и (2) если дополнительные ресурсы эффективно используются, с тем чтобы обеспечить максимально возможное увеличение выпуска продукции.

Пример. Чистый прирост рабочей силы в США составляет 2 млн в год. Сам по себе этот прирост увеличивает производственные мощности, или потенциал экономики. Но для того чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в приросте производства, необходимо найти работу всем этим 2 млн человек, причем именно в тех отраслях и предприятиях, где их способности полностью реализуются. Общество не нуждается ни в новых безработных, ни в педиатрах, работающих водопроводчиками.

При всем значении факторов спроса и распределения ресурсов основное внимание в обсуждении проблем экономического роста уделяется факторам предложения. Экономический рост определяется факторами, смещающими кривую совокупного предложения вправо. Рисунок 3 дает нам схему влияния факторов предложения на экономический рост.

Эта схема показывает, что увеличение реального продукта и дохода может осуществляться двумя основными способами: (1) путем вовлечения большего объема ресурсов и (2) путем более производительного их использования. Рассмотрим прежде всего рост трудозатрат. Можно сказать, что реальный ВНП в любое время определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда (реальная часовая выработка на одного занятого). То есть ВНП = число отработанных чел.-часов х производительность труда.

Приведем для примера такую иллюстрацию. Предположим, что в хозяйстве занято 10 человек, каждый из которых отрабатывает 2 тыс. часов в год (50 не­дель по 40 рабочих часов в неделю), так что общее число отработанных челове­ко-часов составляет 20 тыс. Если средняя выработка в расчете на человеко-час составляет 5 дол., то общий выпуск продукции, или реальный ВНП, составит 100 тыс. дол. (=20 тыс. х 5 дол.).

Что определяет количество отработанных часов? И что еще более важно, от чего зависит производительность труда? Рисунок 3 дает нам схему ответов на эти вопросы. Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продолжительности средней рабочей недели. В свою очередь, численность занятых зависит от численности населения в трудоспособном возрасте и уровня вовлеченности рабочей силы в производство, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально занято производством. Средняя рабочая неделя определяется правовыми и институциональными факторами, а также коллективными договорами.

Производительность труда находится под воздействием таких факторов, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и эффек­тивность распределения, сочетания и управления различными ресурсами. Дру­гими словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения здо­ровья, профессиональной подготовки, образования и повышения заинтересо­ванности; по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а также природными ресурсами; при лучшей организации и управлении производством; при перемещении рабочей силы из менее, в более эффективные отрасли.

 

В настоящее время правительством РФ разработаны средне­срочная программа на 1997-2000 гг., а также " Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 г." По имеющимся прогнозам за четыре года (1997-2000 гг.) реальный ВВП может возрасти " на 10-11, 5%, продукция про­мышленности - на 9-11, 3%, а инфляция понизится до 7% годо­вых. Уровень безра­ботицы составит в 2000 г. 5, 6-5, 8% к экономи­чески активному населе­нию" (Бункина M.K.v Семенов В.А. Макро­экономика (Основы по­литической экономии): Учебник. М., 1997. С. 93). Одновременно в долгосрочном прогнозе до 2005 г. отмечается, что в стране назрела

необходимость в переходе к новому содержанию экономического роста, новой индустриальной цивилизации, причем эволюционным, неконфронтационным

путем.

Намечается за десять лет реализовать комплекс мер, связанных прежде всего с конкурентоспособностью производимой продукции. Одновременно разработано несколько вариантов прогнозных расчетов. В настоящее время они

уточнены.

В России по расчетам в прогнозный десятилетний период сохранится высокоразвитая отечественная фундаментальная наука, удержатся достаточно сильные позиции в передовых технологических направлениях, среди которых выделены: исследования и разработки в области ядерной энергетики и освоения космического пространства, достижения в области биотехнологии, лазерной техники и ряд других прогрессивных направлений. Это материальная и научно-техническая база, которая при умелом ее использовании сможет дать существенную отдачу в движении нашей страны к постиндустриальному обществу в рамках общих процессов современного развития мировой цивилизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.