Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление потребности в общении со сверстником






В раннем возрасте возникает еще одна важная сфера жиз­недеятельности ребенка: его общение с другими детьми.

В мла­денческом возрасте, даже если ребенок растет среди сверстников (в яслях или в доме ребенка), он еще не общается с другими деть­ми. Хотя младенцы и проявляют своеобразный интерес и изби­рательное отношение друг к другу, эти младенческие контакты побуждаются в основном потребностями в новых впечатлениях и в активном функционировании. Другой ребенок скорее явля­ется для них интересным живым объектом, чем партнером по взаимодействию.

После 3 лет дети уже демонстрируют ярко выраженную потребность в общении со сверстником и специфические формы взаимодействия друг с другом. Периодом формирования этой важнейшей потребности является ранний возраст.

потребность в об­щении со взрослым у детей раннего возраста является значи­тельно более острой, чем потребность в общении со сверстни­ком.

анализ поведения детей при восприятии сверстника показал, что это не просто восприятие живого объек­та, но взаимодействие, отвечающее всем критериям общения.

М. И. Лисина предложила 4 критерия, которые свидетель­ствуют о наличии потребности в общении:

 

Критерий потребности в общении (Лисина) Проявление критериев (Галигузова)
2-ой год жизни 3-й год жизни
1) внимание и интерес к другому человеку;   ориентировочно-исследовательские действия на появление сверстника интерес и внимание к сверст­нику — дети с интересом рассматривают друг друга и внимательно наблюдают за действиями другого ребенка.
2) эмоциональ-ное отношение к другому человеку;   эмоциональные экспрессии. Адресованные сверстнику коммуникативные акты фрагментарны и бед­ны: - слабо выраженная улыбка разнооб­разные эмоциональные экспрессии, которые сопровождают наблю­дение за другим ребенком.
3) стремление привлечь к себе внимание другого;   Воздействия не воспринимаются как вы­ражение отношения или желания общаться и часто остаются без ответа. значительное количество действий, направ­ленных на привлечение к себе внимания сверстника: - выражение располо­жения к сверстнику, - демонстрация своих возможностей или игрушек, - жесты, вокализации.
4) чувствитель­ность к воздействиям другого человека.   учет отно­шения к себе других детей и проявление чувствительности к их воздействиям.

В то же время не на всех этапах раннего возраста поведение детей отвечало этим критериям. Т.Е. на втором году жизни малыши реагировали на появление сверстника лишь и, соответствующими двум первым критериям, Только во взаимодействии детей третьего года жизни появились два последних критерия потребности в общении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.