Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие мышления в раннем возрасте






Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтя­гивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подоб­ные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревоч­ке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предме­ты, которые объективно и зрительно разъединены, — он свя­зывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной рабо­ты мышления — взрослые дают образцы нужных действий и по­казывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на от­дельные вещи, но на связь между предметами, что в дальней­шем способствует установлению таких связей в новых услови­ях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем прак­тических проб.

Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего воз­раста.

Внешние, практические ориентировочные действия служат ос­новой и исходным пунктом для формирования всех форм мыш­ления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и зак­рывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, перенос действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Конечно, этот опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конк­ретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со сто­роны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существен­ных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок.

Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость от­крытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются в эмоцио­нальной вовлеченности в экспериментирование, настой­чивости и удовольствии.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ре­бенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.

Мышление, в котором решение задачи проис­ходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления толь­ко зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Большое место в развитии мышления детей раннего возрас­та занимает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.