Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззрение Л.Н. Толстого и его моральная интерпретация христианства. Проблема смысла жизни.






Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Как и Достоевский, Толстой в своей жизни испытал радикальные религиозные сомнения, которые привели его к мировоззрению, резко критичному по отношению к церковному христианству. Толстой доводит до минимума метафизическое содержание религи­озной веры, полностью отрекаясь не только от догматического, но и от философского учения христианства. Он отказывается от самого поня­тия Бога как метафизического Абсолюта. Как и Достоевский, Толстой берет из христианства только образ Иисуса Христа, причем понимает он его не как Богочеловека, а как человека, показавшего в своей жизни возможность устройства от­ношений между людьми на совершенно иных основаниях. Метафизическое содержание религии, по Толстому, заключается толь­ко в том, что она «есть установленное человеком между собой и веч­ным бесконечным миром или началом и первопричиной его известное отношение».

При описании сущности человека в концепции Толстого принципи­альное значение приобретает противопоставление Бога и земного бы­тия. Земное бытие устроено таким образом, что в нем желание блага всему существующему в своей реализации сталкивается с большими трудностями из-за разделенности вещей, живых существ и людей — в силу того, что бессмертное начало блага оказалось заключенным в смертные, преходящие тела. Человек как телесное и смертное существо содержит в себе Бога как же­лание блага всему существующему. Смертная, земная природа искажа­ет смысл божественного принципа блага, это проявляется в том, что человек низводит этот принцип до желания блага самому себе, своей отдельной личности. Истинное же предназначение человека, которое и пытается выра­зить в своей версии христианства Толстой, состоит в том, чтобы пре­одолеть в себе желание блага для себя и возвыситься до божественно­го принципа желания блага всему существующему, то есть до любви ко всему существующему. Процесс такого возвышения Толстой назы­вает новым, духовным рождением человека. После же этого «рождения» человек открывает в себе Бога. Лучший способ достижения этой цели – опрощение жизни и примером такого опрощения служит русский мужик.

Важнейшим следствием принципа любви ко всему существующему в применении к общественной жизни становится одно из самых изве­стных положений нравственного учения Толстого — тезис о непро­тивлении злу насилием – т.е. отказ применять насилие при любых условиях.

Толстой настаивает на абсолютном равенстве всех людей, причем здесь подразумевается не только равенство естест­венных прав личности, но и равенство, в смысле одинаковой незначительно­сти, всех духовных сил, способностей и притязаний личности. Факти­чески он отрицает за личностью способность быть творческим цент­ром бытия, не признает каждую личность неповторимой, уникальной «вселенной».

Подводя итог, можно констатировать, что в учении Толстого безус­ловно присутствуют два главных признака, определяющих характер­ность русской философской традиции: искание истинного смысла хри­стианства и особое внимание к проблеме человека и смысла его жизни. Однако в решении всех более конкретных проблем, которые были традиционны для русской философии, Толстой всегда выбирает самые крайние и самые радикальные варианты.

Тема 13: Русская философия конца 19 – начала 20 века






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.