Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слайд 6) Подход к эмоциями от Ч. Дарвина.






Слайд 1) Эмоциональная сфера личности

(Слайд 2)

Эмоции –это переживание человеком своего отношения к чему-либо.

 

Феноменологический аспект эмоций отражается во внутренних субъективных переживаниях личностью своих эмоциональных состояний

(Слайд 3) Эмоции - отражение человеком актуальной потребности и возможности её удовлетворения (П.В. Симонов) – информационная теория эмоций.

Эмоции – это сигналы полезного или вредного воздействия на организм (П.К. Анохин – биологическая теория эмоций). Пример: болевая эмоция (допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает крайне тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие средства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исключительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых ставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях многочисленные попытки движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике)).

Эмоции – королевская дорога к бессознательному. (З. Фрейд – психоаналитический подход к эмоциям). Пример, подбросить монетку для того, чтобы сделать выбор, и по последующей реакции судить о том, что хотелось на самом деле).

Слайд 6) Подход к эмоциями от Ч. Дарвина.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.

(слайд 7) Подход к эмоциям в теории У. Джеймса – Н. Ланге. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу «мы печальны потому, что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Т.Е. именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Разумеется, эта концепция вызвала ряд возражений.

(слайд 8) ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (ШАХТЕР-СИНГЕР)

Двухфакторная теория эмоций (Two-Factor Theory of Emotion) — идея о том, что эмоциональное пережива­ние — результат двухступенчатого процесса самовос­приятия, при котором люди сначала испытывают физио­логическое возбуждение, а затем ищут для него соот­ветствующее объяснение.

Теория Шахтера называется двухфакторной теорией эмоций (two-factor theory of emo­tion), потому что эмоция рассматривается как результат взаимодействия двух факторов:

1. Различные стимулы могут привести к общему возбуждению веге­тативной нервной системы, но это воз­буждение — лишь первичное основание эмоционального переживания.

2. Это со­стояние недифференцированной актива­ции приобретает форму специфического эмоционального переживания только по­сле когнитивной оценки и осмысления возникшего возбуждения. Так как само по себе физическое состояние объяснить до­вольно трудно, мы используем информацию о си­туации, которая помогает нам сформировать атри­буцию относительно того, почему мы чувствуем возбуждение.

 

Эксперимент «Зрение и витамины» (Стэнли Шахтер и Джером Сингер, 1962).

(слайд 9)

Вообразите себя его участником. Когда вы приходите, экспериментатор сообщает (легенда), что проводится изучение того, как воз­действует на человеческое зрение витамин супроксин.

Процедура:

1) После того как врач делает вам инъекцию не­большой дозы супроксина, экспериментатор просит подождать, пока лекарство начнет действовать.

2) Он знакомит вас с еще одним участником эксперимен­та. Второй участник говорит, что ему тоже ввели дозу супроксина.

3) Экспериментатор дает каждому из вас по анкете и говорит, что скоро придет и даст вам тест для проверки зрения.

4) Вы смотрите на ан­кету и замечаете, что в ней встречаются несколь­ко очень личных и оскорбительных вопросов. На­пример, «с каким количеством мужчин (помимо вашего отца) у вашей матери были внебрачные свя­зи?» (Schachter & Singer, 1962, p. 385).

5) Второй участник гневно реагирует на эти вопросы, он прихо­дит во все большую ярость, потом рвет анкету, бро­сает ее на пол и, хлопнув дверью, выходит из ком­наты.

Вопрос: Что, по-вашему, вы почувствуете? Вы тоже рассердитесь?

Цель эксперимента состояла не в том, чтобы проверять зрение. Исследователи создали такую ситуацию, в которой присутствовали или отсутствовали две ос­новные переменные — возбуждение и объяснение этого возбуждения, а затем прове­рялось, какие эмоции испытывали люди. Участники эксперимента на самом деле не получали никакой инъекции витамина. Вместо этого с переменной воз­буждения манипулировали следующим образом:

Экспериментальная группа. Не­которые участники эксперимента получили дозу эпинефрина, лекарства, которое вызывает возбуж­дение (увеличивается температура тела и учащает­ся дыхание).

Контрольная группа. Некоторым участникам ввели плаце­бо, которое не имело никаких физиологических эф­фектов.

Результат эксперимента. Участники, которым давали эпинефрин, реагирова­ли с большей злобой, чем испытуемые, получив­шие дозу плацебо.

Объяснение результатов. Шахтер считал, что испытуемые, получившие эпинефрин, нашли разумное объяснение своего возбуждения в данной ситуации и поэтому пришли в ярость.

+++ Для эмоционального переживания необходима физиологическая основа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.