Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Особенности анализа торговой деятельности






предприятий АПК

 

2.1. Содержание, значение и задачи анализа торговой деятельности

 

Торговая деятельность – это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. В системе агропромышленного комплекса продукция сельскохозяйственных и промышленных предприятий реализуется в основном оптом. Однако в последние годы многие предприятия создают свои фирменные магазины, через которые продают часть своей продукции. Многие предприятия имеют буфеты, киоски по продаже товаров повседневного спроса. Кроме того, в системе АПК функционируют государственные предприятия, акционерные и частные фирмы по снабжению сельскохозяйственного производства необходимыми материально-техническими ресурсами. Имеются также оптово-розничные объединения по заготовке, переработке и реализации плодовоовощной продукции, а также агрофирмы с законченным циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Другими словами, сфера торговой деятельности в АПК довольно обширная и каждый бухгалтер, экономист-менеджер должен знать ее специфику и методику анализа.

Основным содержанием анализа торговой деятельности является изучение товарооборота, издержек обращения, финансовых результатов и финансового состояния торгового предприятия, а также факторов, определяющих их уровень.

Цель анализа – поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности и наращивания прибыли от данного вида бизнеса.

 

2.2. Анализ товарооборота

 

Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота. Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

От выполнения плана по товарообороту зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и другие экономические показатели.

Основные задачи анализа:

1) изучение динамики и выполнения плана по объему товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;

2) определение влияния факторов на изменение объема товарооборота;

3) выявление резервов увеличения объема товарооборота;

4) разработка конкретных мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источники данных для анализа: статистическая отчетность ф.№ 1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров», ф.№ 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров», данные бухгалтерского и оперативного учета.

По видам продаж товарооборот делится на оптовый, мелкооптовый и розничный (населению и юридическим лицам).

По организационным формам оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом (с участием и без участия в расчетах).

Общая методика анализа товарооборота представлена на рис. 2.1.

 

 


Рис. 2.1. Общая блок-схема анализа товарооборота

 

Для оценки динамики необходимо из отчетности взять данные за последние 3-5 лет об объеме товарооборота и на основании их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста (табл.2.1).

При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цены базисного года. Например, чтобы определить объем товарооборота i -го периода в ценах базисного года, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен n предыдущих периодов:

1304: 1, 08 = 1207, 4 млн руб.

1570: (1, 1 · 1, 08) = 1321 млн руб.

1670: (1, 15 · 1, 1 · 1, 08) = 1222 млн руб., и т.д.

 

Таблица 2.1. Динамика товарооборота

 

Год Товарооборот в теку–щих ценах, млн руб. Индекс цен Товарооборот в сопотави–мых ценах, млн руб. Базисные темпы роста, % Цепные темпы роста, %
1–й          
2–й   1, 08 1207, 4 127, 10 127, 1
3–й   1, 1 1321, 0 139, 05 109, 4
4–й   1, 15 1222, 0 128, 63 92, 5
5–й   1, 12 1340, 0 141, 05 109, 7

 

Из табл.2.1 видно, что за четыре года объем товарооборота вырос на 41 %. Среднегодовой темп роста составил

,

а среднегодовой темп прироста – 9 %. Это высокий темп прироста, что положительно характеризует работу данного торгового предприятия.

Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров.

После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо установить основные факторы изменения товарооборота. Его величину можно представить в виде произведения двух факторов:

ТО = å qi pi ;

где q – физическая масса (количество) проданных товаров;

p – уровень цен на товары.

Расчет их влияния можно произвести способом абсолютных разниц (табл.2.2).

Таблица 2.2. Расчет влияния факторов на объем товарооборота

Группа това–ра Товарооборот, млн руб. Выпол–нение плана, % Абсолютное отклонение от плана, млн руб.
план факт Общее за счет массы товаров за счет цен
в ценах плана в текущих ценах
Группа това-ра Товарооборот, млн руб. Выпол-нение плана, % Абсолютное отклонение от плана, млн руб.  
план факт в ценах плана факт в текущих ценах Общее за счет массы товаров за счет цен  
А       113, 8 +95 +67 +28  
В 335, 8     90, 5 +14, 2 -31, 8 +46  
С 428, 8     87, 5 -28, 8 -54, 8 +26  
D 479.4     140, 0 +240, 6 +192, 6 +48  
Итого         +321, 0 +173 +148  
                           

 

На основании приведенных данных можно установить, что в целом по предприятию индекс физической массы проданных товаров составляет

а индекс цен

Из таблицы также видно, по каким видам товаров перевыполнен план по объему товарооборота, а по каким недовыполнен.

Недовыполнение плана товарооборота по одним товарным группам и перевыполнение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы.

Из данных табл.2.3 следует, что за отчетный год произошли существенные изменения в структуре товарооборота: значительно увеличилась доля группы товаров D, а доля товаров групп В и С уменьшилась. Поскольку по группе D самые высокие торговые надбавки и более высокий уровень рентабельности продаж, то эти изменения выгодны для данного торгового предприятия.

 

 

Таблица 2.3. Анализ структуры товарооборота

Группы товаров Структура товарооборота, % Изменение к уровню:
Прошлый год Отчетный год План Факт прошлого года плана отчет-ного года
A 30, 4 28, 0 28, 3 -2, 1 +0, 3
B 19, 1 19, 5 17, 1 -2, 0 -2, 4
C 25, 6 24, 8 19, 5 -6, 1 -5, 3
D 24, 9 27, 7 35, 1 +10, 2 +7, 4
Итого       - -

 

Анализируют также выполнение плана по объему товарооборота и его структуре в разрезе видов продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юридическим лицам. В оптовой торговле – реализация со склада, на условиях франко-хозяйство и транзитом (с участием и без участия в расчетах).

 

Таблица 2.4. Анализ товарооборота по видам продаж

 

Вид реализации Товарооборот, млн руб. Структура товарооборота, %
План Факт % План Факт D
Со склада     117, 9     +5
С доставкой     93, 3     -3
Транзитом:            
с участием в расчетах     87, 4     -2
без участия в расчетах       - -  
Итого     110, 0     -

 

Из табл.2.4 следует, что в общем объеме товарооборота увеличился объем продаж со склада торгового предприятия, в связи с тем что доставка товаров потребителям требует больших издержек и не выгодна для данного торгового предприятия.

Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить, насколько ритмично работает торговое предприятие (табл.2.5). В выполнение плана по ритмичности засчитывается фактическая доля товарооборота за i -й период, но не более плановой. В данном примере коэффициент ритмичности равен

Критм = 0, 23 + 0, 25 + 0, 24 + 0, 25 = 0, 97.

Рассчитывают также коэффициент вариации по методике, описанной в § 13.1.

 

 

Таблица 2.5. Анализ ритмичности работы торгового предприятия

 

Квартал Объем товарооборота, млн руб. Удельный вес, % Изменение, %
план факт план факт
I   471, 5   23, 0 -2, 0
II   516, 5   25, 2 +0, 2
III   492, 0   24, 0 -1, 0
IV   570, 0   27, 8 +2, 8
Итого         -

 

Ритмичность работы торгового предприятия зависит как от внутренних факторов, связанных с организацией торговли, рекламы, изучения покупательского спроса, так и от внешних (сезонные колебания спроса и предложения на определенные группы товаров, уровень денежных доходов населения и юридических лиц, их предпочтения, конкуренция на рынке товаров и услуг и т.д.).

Факторы изменения физического объема товарооборота можно объединить в три группы:

а) уровень товарного обеспечения торгового процесса;

б) обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования;

в) состояние материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.