Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ординалистский подход.






Он основывается на менее жестких положениях, чем количественный подход:

· Аксиома полной упорядоченности предпочтений (важно, чтобы потребитель мог упорядочить все товары по «предпочтительности» (а не по полезности, как в количественном)).

· Аксиома транзитивности предпочтений, которая означает непротиворечивость и последовательность в поведении потребителей.

· Аксиома ненасыщения потребностей – означает, что потребитель никогда не откажется от дополнительного количества любого потребляемого им блага.

Предпочтение, или ранжирование, еще не означает выбора и не зависит от цен.

Если несколько товаров обладают одинаковой полезностью для потребителя, то ему безразлично, какой из товаров выбрать. Графическим изображением равноценности наборов благ является кривая безразличия или линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя от потребления различных наборов благ.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, которое показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любая точка, лежащая выше кривой будет предпочтительнее для потребителя. Любая точка ниже, дает потребителю меньшее удовлетворение, чем на кривой. Множество кривых безразличия составляют карту безразличия.

Предельная норма замещения – количество одного блага, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение другого блага на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней.

Стандартные кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся нормой предельного замещения.

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров (красные и белые гвоздики) кривые безразличия становятся прямыми линиями. Для двух товаров, которые вообще не могут заменить друг друга (правый и левый ботинок), кривая безразличия имеет форму прямого угла.

Таким образом, вид кривой безразличия зависит от свойств товаров в наборе и от особенностей вкусов потребителей.

Ограничение покупательской способности потребителя величиной его денежного дохода называется бюджетным ограничением. Все доступные потребителю при данном доходе и данных ценах наборы благ находятся на бюджетной линии.

Бюджетная линия потребителя – прямая, отражающая различные комбинации товаров, которые потребитель может приобрести при заданном уровне дохода. Наклон бюджетной лини зависит от соотношения цен потребляемых благ, а удаление от начала координат зависит от величины дохода потребителя. Условие равновесия потребителя – точки пересечения кривой безразличия и бюджетной линии.

Эффект замещения – изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода – изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Товар Гиффена – товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена.

  1. Предложения и виды рыночных структур.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, т. е. по степени монополизированности. Конкурентность рынка ‑ очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Совершенная конкуренция при множестве продавцов и покупателей на практике встречается не очень часто, например в сфере розничной торговли товарами повседневного спроса. Монополистическая конкуренция отнесена с некоторой степенью условности к той же категории рынка. Хотя круг участников монополистической конкуренции не столь широк по сравнению с конкуренцией совершенной, но все же он довольно значителен. И со стороны предложения, и со стороны спроса в рыночном процессе взаимодействует много субъектов, например в производстве одежды.

Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при которой количество фирм-производителей сокращается до двух.

Если это не естественная монополия, то в наше время такая ситуация возникает обычно как временная «монополия различий». Одна фирма в стране или в мире может изготавливать недоступный (например, из-за патентного контроля) другим фирмам товар, пользующийся повышенным спросом. Примером может служить производство некогда модной ткани типа «болонья» фирмой «Дюпон».

Подобное сочетание многих производителей, продавцов с ограниченным числом потребителей распространено не очень широко. Например, дорогие рестораны, ведущие конкурентную борьбу за богатых, избранных клиентов.

Достаточно типичный случай олигополии, характеризуемый наличием нескольких продавцов и покупателей на рынке, широко распространен в сфере сбыта товаров производственного назначения.

Сочетание на рынке множества продавцов с одним покупателем представляет скорее теоретическую ситуацию. Термин «монопсония» определяет господство на рынке единственного покупателя, имеющего в силу этого возможность диктовать цены рынку. К примеру, знаменитая фирма «Де Бирс» диктует условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Такая ситуация может складываться на рынке труда. Гипотетический пример — работа многих фермеров на единственную государственную организацию, осуществляющую скупку, переработку и экспорт мясомолочной продукции.

На практике рынок нескольких продавцов и одного покупателя встречается не так уж редко, например при выполнении машиностроительными фирмами военных заказов, т. е. работа на казну.

Рынок одного продавца и одного покупателя — в основном теоретический вариант. Примером могут быть случаи разовых поставок уникального оборудования по индивидуальному заказу.

  1. Государственное регулирование рынка.

Государство постоянно должно контролировать рынок, т. е. система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика — политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки — регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи — выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондов предприятием и начислением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применяют стимулирующую политику — снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика — увеличение налогов и сокращение государственных расходов.

Государственное регулирование имеет две модели:

Адаптационная модель эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.

Координирующая модель – она основана на планировании деятельности, прогнозировании и постоянных переговорах. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия; косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование — предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей, делают прогноз, т. е. строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом сталкивается на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

  1. Внешние эффекты в рыночной экономике.

Внешние эффекты — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Классический пример отрицательного эффекта — строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения определенных частных выгод и определенных социальных издержек.

Таким образом, отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что, в конце концов, поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

  1. Теорема Коуза.

Государство является арбитром в ситуации с внешними эффектами, устанавливая плату за право на внешний эффект, которая сделает распределение парето-эффективным. Но предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия и каким будет итог этого " разбирательства"?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза, в честь знаменитого первооткрывателя трансакционных затрат, продемонстрировавшего это положение в одной из своих статей.

Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод " Емельян Пугачев" использует для производства пива воду из реки. Выше по течению расположено химическое предприятие " Красный квадрат", сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции " Красного квадрата". Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива " Емельян Пугачев".

" Красный квадрат" будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства " Емельяна Пугачева". Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для " торговли" уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

2 случая……

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм.

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав " делать что-либо, имеющее вредные последствия" (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

 

  1. Антимонопольная политика государства.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ в. в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация отдельных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции.

  1. Государственное регулирование рыночного механизма.

В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

  1. Общественные блага и теория общественного выбора.

Блага — это средства удовлетворения человеческих потребностей. Это понятие можно классифицировать по разным основаниям, получая при этом множество видов благ. Блага, обладающие одновременно свойствами неисключаемости и несоперничества, называются общественными благами. Те блага, которые в высокой степени характеризуются обоими свойствами, называются чистыми общественными благами, а те, в которых хотя бы одно из свойств выражено не столь явно, — смешанными общественными благами.

Один из случаев, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным, связан с общественными благами. Общественные блага, в свою очередь, отличаются от частных благ следующими двумя характеристиками.

Прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество (неконкурентность). Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другим. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Толкование государственной политики с позиций изучения способов, которые используются конкретными лицами для достижения личных целей в процессе взаимодействия с государственными институтами, уже давно привлекает внимание экономистов. Эта область экономики, известная как теория общественного выбора, получила всеобщее признание в 1987 г., когда наиболее активный ее творец и сторонник — Джеймс Бьюкен был удостоен Нобелевской премии за совокупность своих трудов.

Теоретики общественного выбора ставили и ставят своей задачей применение принципов экономического анализа (издержки – выгоды) к процессам принятия политических и экономических решений правительством.

Основной предмет теории общественного выбора — исследование взаимозависимости между политическими и экономическими явлениями. В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений, поэтому нередко можно увидеть в западных экономических словарях термин «политическая экономия» или «новая политическая экономия» как синонимы теории общественного выбора.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои собственные интересы, и что нет непреодолимой границы между бизнесом и политикой. Экономика настолько укрупнилась в наше время и стала настолько зависимой в международном плане, что политика уже стала ее частью. Любое политическое решение так или иначе воздействует на экономику, которая настолько прочно вошла в жизнь населения, что каждый из нас, сам уже того не замечая, сталкивается с ней миллион раз в день. Каждый из нас стал «экономическим человеком», который стремится принять такие решения, которые максимализируют значение функции полезности. Рациональность индивида имеет в данной теории большое значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, который, как известно, основан на сравнении выгод и издержек, и принятии решения соответственно полученному результату. Механизм принятия решений и исследует теория общественного выбора.

  1. Организационно-правовые формы предприятий, организаций и фирм.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

Всё многообразие предпринимательской деятёльности монет быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда.

По виду или назначению предпринимательство можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и другую деятельность.

По формам собственности имущество фирмы может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений.

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве фирма принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определённой долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Существуют три формы организации предпринимательства: единоличное хозяйство, партнёрство, корпорация.

Единоличное хозяйство — форма предпринимательства, когда один собственник принимает единоличные решения и несёт личную ответственность за все дела. Преимущества: полный контроль дел со стороны собственника. Недостатки: ограниченная величина капитала.

Партнерство — два или более предпринимателей, являясь совместными собственниками, принимают решения сообща и несут личную ответственность за все дела.

Корпорация — форма организации предпринимательства на базе акционерной собственности; предприниматель обязательно выступает в виде юридического союза.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены организационно-правовые формы предпринимательства.

Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные права. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету. Гражданин, зажимаясь предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, называются коммерческими. Коммерческие организации: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Товарищество — это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Это объединение лиц, а не капиталов. Право голоса в товариществе зависит от размера пая; прибыли и убытки распределяются пропорционально паям. Различают полные товарищества и коммандитные (товарищества на вере).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это форма объединения отдельных капиталов в общий (т.е. объединение капиталов, а не лиц). Участники несут ответственность только своим вкладом.

В акционерном обществ е доля каждого участника—владельца выражена в ценных бумагах - акциях, а право голоса в управления предприятием пропорционально количеству имеющихся у него акций. Существуют открытые и закрытые акционерные общества.

Государственное унитарное предприятие — коммерческая организации, основанная на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения, в отличие от права собственности, предполагает, что предприятие не может продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество. Государственное казенное предприятие – коммерческая организация, основанная на праве оперативного управления.

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, некоммерческие партнёрства, автономные некоммерческие организации.

Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций и финансируемая им полностью или частично.

  1. Издержки производства и их виды.

Издержки фирмы определяются производственным процессом и ценами ресурсов. Формально процесс производства можно описать с помощью производственной функции. Производственная функция — это функции, независимые переменные которой принимают значения объёмов используемых ресурсов (факторов производства), а зависимая переменная — значения объемов выпускаемой продукции. Чаще всего используются производственные функции с двумя ресурсами: трудом L и капиталом K. Производственная функция двух ресурсов имеет вид Q=f(L; K), где Q – объём выпуска, К и L — затраты факторов. Следует делать различие между потоком затрачиваемых ресурсов и запасом ресурсов, которые необходимы для производства. В производственную функцию, например, входит весь капитал, который используется фирмой, но только его износ включается в издержки производства. В то же время, затраты труда включаются в производственную функцию в виде потока, а не запаса.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства (экономических ресурсов) называются издержками производства.

Явные (бухгалтерские) издержки включают: стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, энергии; амортизацию оборудования, заработную плату с начислениями по социальному страхованию, административные расходы.

Неявные издержки (издержки улучшенных возможностей) — это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за плату, установленную рынком, другим пользователям. Сюда необходимо включить процент на собственный капитал, арендную штату за помещение, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя.

Экономические издержки — это сумма явных и неявных издержек. Они включают в себя не только фактические затраты, но и доходы, которые можно было бы получить, вложив свои ресурсы в наиболее выгодные сферы предпринимательства.

Отличие явных и неявных издержек проливает свет на важное различие в анализе бизнеса бухгалтерами и экономистами. Экономистов интересует прежде всего изучение процесса принятия фирмами решений о назначении цены и объема выпуска продукции, поэтому при измерении издержек они учитывают все альтернативные издержки. В отличие от них бухгалтеры занимаются тем, что отслеживают исключительно входящие и исходящие денежные потоки фирм, т.е. они учитывают только явные издержки.

Издержки, связанные с возмещение производственных факторов и размеры которых не зависят от объема выпуска продукции, называются постоянными издержками фирмы (FC). Это затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендная штата, административные расходы, некоторые виды налогов, страховые взносы. К переменным (VC) относят издержки, величина которых меняется в зависимости от объёма выпуска продукции. Это затраты на сырье, на выплату заработной платы, затраты на топливо, электроэнергию и т.д.

Амортизация является способом измерения годовых издержек использования капитальных благ. Можно сказать, что часть капитальных благ расходуется в производственном процессе за год. Эту использованную часть и называют амортизацией и считают годовыми издержками использования данного капитального блага. Например, если оборудование имеет цену (Р), равную 100 тыс.рублей, а срок его службы составляет 5 лет, то амортизация (А) будет равна 20 тыс.рублей. (А=100 тыс.руб./5 лет=20 тыс.руб.). Норма амортизации (А) — величина, определяемая в процентах: Ā =А/Р*100%=20%. Амортизация включается в постоянные издержки.

Реальный капитал делится на основной и оборотный. Основной капитал участвует в производстве много раз и его стоимость переносится на создаваемый продукт по частям. Оборотный капитал участвует в производстве один раз и его стоимость переносится на готовую продукцию целиком.

Деление издержек на постоянные (FC) и переменные (VC) имеет смысл только по отношению к краткосрочному периоду. Краткосрочный период функционирования фирмы — это временной промежуток, в течение которого фирма не может изменить объем по крайней мере одного из имеющихся у неё видов производственных ресурсов. Обычно в качестве фиксированного ресурса рассматриваются производственные мощности. При этом фирма может изменить интенсивность использования фиксированного ресурса за счёт варьирования используемых объемов других, переменных ресурсов (в частности, труда). Таким образом, в краткосрочном периоде одна часть ресурсов фирмы является переменной, другая часть — постоянной, соответственно одна часть издержек образует постоянные издержки, другая — переменные издержки.

В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые издержки производства (ТС=FC+VC).

Фирму часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних издержек. Отношение общих издержек в расчете на единицу продукции представляет средние издержки (АТС=TC/Q; AFC=FC/Q; AVC=VC/Q).

Дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством ещё одной единицы продукции, называются предельными издержками (MC). Их величина определяется следующим образом: MC=TCП-TCП-1;

С увеличением объема производства средние издержки сначала уменьшаются, а затем начинают возрастать. Величина средних издержек достигает своего минимума тогда, когда они равны предельным издержкам.

Анализ издержек производства сказывается на выборе фирмой объёма выпуска продукции на краткосрочном временном интервале. В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Смягчить действие закона убывающей доходности (производительности) можно только за счёт расширения масштабов производства, открывая новые цеха, вводя в эксплуатацию новое оборудование и т.д. На этом новом более крупном предприятии закон убывающей доходности будет действовать при большем объеме производства, другими будут минимальные издержки.

Эффект масштаба будет положительным, если при увеличения размеров предприятия средние издержки уменьшатся, и отрицательным - если увеличиваются.

Положительный эффект вызвал тем, что по мере роста размеров фирмы: а) увеличиваются возможности использования преимуществ специализации.; б) может изменяться производительное дорогостоящее оборудование; в) больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, использования отходов основного производства.

Отрицательный эффект вызван тем, что по мере роста размеров. фирмы: а) снижается эффективность взаимодействия между подразделениями фирмы; б) ухудшается контроль; в) у отдельных подразделений возникают свои интересы; г) увеличиваются расходы на передачу и обработку информации.

Необратимые издержки — затраты, осуществляемые фирмой единожды, они не могут быть возмещены ни при каких обстоятельствах. Такие затраты учитываются как убытки. Минимизация издержек — не самоцель, а лишь средство повышения прибыли или сокращения убытков.

 

  1. Прибыль и её роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.

Валовой (общий) доход – это полная сумма выручки от реализации всех товаров и услуг.

Предельный доход - это прирост валового дохода при увеличении количества выпускаемой продукции (услуг) на единицу.

Валовая прибыль (чистый доход) - это разница между валовым доходом и валовыми издержками.

Бухгалтерская прибыль (финансовая) - это разница между валовым доходом и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками.

Нормальная прибыль - это прибыль, равная неявным издержкам фирмы. Например, вложив в бизнес 10 млн. руб., фирма получает прибыль в 2 млн. руб. Если в это время процентная ставка составляет 20%, то получаемая прибыль будет нормальной, отражая альтернативные издержки, связанные с возможностью вложения 10 млн. руб. в банк.

Прибыль (Pr) используется для определения эффективности деятельности фирмы. Чтобы определить выгодность сферы приложения капитала, используют показатель нормы прибыли (нормы рентабельного капитала).

Норма прибыли = прибыль/вложенный капитал*100%

Чтобы определить выгодность производства данной продукции или услуги, используют показатель нормы рентабельности продукции (услуги).

Норма рентабельности продукции (Рр)=прибыль/ТС*100% или Рр=(Р-АТС)/АТС*100%.

Рыночное равновесие фирмы: в данных условиях рынка фирма получает максимальную прибыль.

При неизменном объеме производства рост прибыли может происходить либо за счет снижения издержек производства на единицу продукции, либо за счет повышения цен.

Если объем производства меняется, то фирме необходимо производить такое количество продукции (услуг), при котором прибыль максимизируется.

Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль повышается.

Величина прибыли достигает своего максимума при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

При снижении цены фирма монет понести убытки; в то же время для неё целесообразно продолжать производство до тех пер, пока цена превышает средние предельные издержки. Если фирма совсем прекратит выпуск продукции; то ей придётся возмещать постоянные издержки. В таком случае потери будут больше.

Сопоставляя издержки и доходы, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна следовать правилу предельного выпуска и правилу закрытия. Правило предельного выпуска гласит, что фирма должна поддерживать такой уровень производства, при котором предельные издержки равны предельной выручке. Правило закрытия гласит, что фирма закрывается (выходит из дела, покидает данный рынок), если экономическая прибыль меньше нуля при любом объёме производства. Эти правила носят для фирмы общий характер. Они применимы вне зависимости от того, на рынке какого типа действует фирма.

В краткосрочном периоде для принятия решения о продолжении или немедленном закрытии производства фирма сопоставляет выручку не с общими издержками, а только с переменными. Считается, что постоянные затраты уже сделаны, и их нельзя снизить даже в случае немедленного закрытия производства. Поэтому фирма продолжает производство е течение какого-то времени, пока выручка превышает переменные издержки, даже если в целом производство убыточно. Зная издержки фирмы, мы можем определить предложение фирмы при различных ценах, а также объёмы производства и цены, соответствующие безубыточности (цена равна средним издержкам) и немедленному закрытию производства (цена больше минимальных средних переменных издержек).

В долгосрочном периоде все ресурсы и, следовательно, все издержки являются переменными. Объём производственных мощностей выбирается так, чтобы максимизировать прибыль, и при каждом заданном объёме выпуска это требует минимизации общих и средних издержек.

Предположение о том, что фирмы максимизируют прибыль, подвер­гается критике с двух позиций. Во-первых, как утверждают некоторые экономисты, реальные хозяйственные решения настолько сложны и за­частую принимаются на основе столь малой информации, что нереально рассчитывать на способность фирмы вообще максимизировать что-либо. Во-вторых, говорят, что тысячи акционеров крупных корпораций не мо­гут эффективно контролировать управление фирмами. В этих условиях менеджеры могут свободно осуществлять свои собственные цели за счёт имущества акционеров.

Однако в условиях конкуренция фирмы, получающие максимально возможную прибыль имеют больше возможностей для развития собственного производства, увеличения капитала фирмы и повышения благополучия своих собственников. Поэтому на рынке будут доминировать фирмы, использующие оптимальный способ производства, даже при том, если ни един менеджер сознательно ничего не максимизирует.

Можно охарактеризовать результат этого конкурентного процесса как максимизацию прибыли, даже при том, что сам процесс принятия решения не описывается максимизацией.

  1. Оценка итогов хозяйственной деятельности предприятий, организаций и фирм.

На фирме ежедневно осуществляются различные хозяйственные операции. Они находят отражение на счетах бухгалтерского учёта, финансовое положение фирмы на определённый момент времени, обычно на последний день года, отражается в годовом балансе фирмы, отчёте о прибылях и убытках, отчёте о движениях денежных средств.

Баланс фирмы показывает активы, пассивы и чистую стоимость конкретной фирмы в конкретный момент времени. Активы - это то, чем фирма владеет, а пассивы - это обязательства и долги фирмы. Чистая стоимость (собственный капитал фирмы) представляет собой разницу между активами и пассивами.

Актив:

1. Основные средства и прочие внеоборотные активы: нематериальные активы, основные средства, оборудование к установке, незавершённые капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, расчёты с учредителями, прочие внеоборотные активы.

2. Запасы и затраты: производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершённое производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, Товары, налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям, прочие запасы и затраты.

3. Денежные средства, расчёты и прочие активы, отгруженные товары, расчёты с дебиторами, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам, краткосрочные финансовые владения, денежные средства, прочие оборотные активы, убытки

Пассив:

1. Источники собственных средств: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды накопления, фонд социальной сферы, целевые финансирования поступления, арендные обязательства, нераспределённая прибыль прошлых лет, нераспределённая прибыль отчётного года.

2. Расчеты и прочие пассивы: долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы, расчёты с кредиторами, авансы, полученные от покупателей и заказчиков, расчёты с учреждениями, доходы будущих периодов, фонды потребления резервы предстоящих расходов и платежей, резервы по сомнительным долгам

Отчёт о прибылях и убытках ‑ финансовый отчёт, в котором сравниваются доходы и расходы предприятия за данный период времени. Счёт прибылей и убытков включает следующие позиции:

1. Товарооборот (сбыт), складывающийся из суммы продан товаров я услуг собственного производства к закупленных на стороне за выче­том складируемой продукции и незаверенного производства.

2. Затраты:

· на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг;

· на изготовление реализуемых продуктов и услуг;

· административные расходы.

3. Торговая прибыль: (3) = (I) - (2)

4. Поступления и убытки от инвестиционной деятельности, включающие:

· прибыль по акциям (дивиденды, получаемые предприятием по акциям, находящимся в его собственности);

· прибыль от инвестиций (размещение средств на рынке капита­лов и вложения в другие предприятия);

· проценты за предоставленные кредиты и по счетам в банках;

· проценты, уплаченные предприятием по предоставленным ему кредитам;

· списанные инвестиции.

5. Текущие доходы до уплаты налогов или валовая прибыль от основной деятельности, включающая торговую прибыль и поступления или убытки от инвестиционной деятельности: (5) = (3) - (4).

6. Налог на прибыль от основной деятельности.

7. Чрезвычайные поступления и убытки.

8. Чистые прибыли и (или) убытки за отчетный период: (8) = (5) - (6) + (7).

Отчёт о движении денежных средств - финансовый отчёт, в котором суммируются денежные поступления и денежные расходы по трём направлениям: основные операции, инвестирование и финансирование.

Структура данного отчёта:

1. Остаток денежных средств на начало года.

2. Поступления денежных средств - всего, в тем числе:

· выручка от реализации продукции;

· кредиты, займы;

· дивиденды, проценты по финансовым вложениям;

· прочие поступления.

3. Направлено денежных средств - всего, в том числе:

· на оплату приобретённых товаров, работ и услуг;

· на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· на оплату машин, оборудования и транспортных средств; '

· на расчёты с бюджетом;

· прочие выплаты, перечисления.

4. Остаток денежных средств на конец отчётного периода.

  1. Рынок ресурсов и его особенности.

Потребителями ресурсов являются фирмы, а поставщиками - собственники ресурсов (домохозяйства). Цена ресурса, которую готовы заплатить фирмы, будет являться доходом собственника данного ресурса:

· цена Земли (естественных ресурсов) - рента (R)

· цена капитала - процент (r)

· цена труда - заработная плата (W)

Цены на все виды ресурсов, а, следовательно, и доходы в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения. Экономические ресурсы, будучи источником дохода своих собственников, лишь на время передаются в пользование покупателя (фирме), который выплачивает цену за пользование услугами этих ресурсов, но не приобретает их в полную собственность. Если же меняется собственник, то в этом случае Земля и Капитал продаются как капитальные блага.

Спрос на ресурс является производным от спроса на товары и услуги, производимые с его помощью. Когда фирма решает вопрос о том, нанимать или не нанимать дополнительную единицу ресурса, она прежде всего учитывает, как это повлияет на её прибыль. Фирма сопоставляет дополнительную выручку от выпуска продукции, полученную при использовании дополнительного количества ресурса, с увеличением затрат. Затраты на покупку дополнительной единицы ресурса (предельные издержки ресурса) равны его цене.

Правило найма ресурсов: Любой ресурс должен наниматься до тех пор, пока предельный продукт ресурса в денежной форме не будет равен предельным издержкам на наём ресурса.

MRP=MP*p; MRP=MC, где MRP - предельный доход ресурса;

МР - предельный продукт;

Р - цена продукта;

МС – предельные издержки ресурса.

Все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они, как правило, не могут использоваться раздельно. Для производства необходимы все три ресурса в определённом соотношении между собой. Размер спроса на каждый фактор производства (ресурс) зависит не только от уровня цена на данный фактор, но и от уровня цен на другие ресурсы. Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в таком соотношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства и наибольшую прибыль.

Фирма будет заменять один ресурс другим до тех пор, пока сумма денег, потраченная на ресурсы, не будет давать одинаковый предельный продукт:

MPк/r = MPт/R = MP/w

, где МРк, МРт, МР - предельный продукт капитала, земли, труда; - цена единицы капитала, земли, труда.

При изменении величины спроса всех фирм на какой-то ресурс изменяется его цена. Поэтому величина рыночного спроса на ресурс будет зависеть ещё и от эластичности предложения данного ресурса и ресурсов-заменителей.

Общее количество ресурсов на какой-то период времени является вполне определённым, ограниченным. Но это не является абсолютно фиксированным и, как правило, может быть увеличено. Существует разница между совокупными запасами фактора производства и его предложением на рынке.

Решения о величине предложения труда определяются многими экономическими и неэкономическими факторами. Количество Земли определяется геологическими условиями и не может существенно измениться. Предложение капитала зависит от прошлых инвестиций, сделанных фирмами, домашними хозяйствами и правительствами. В коротком периоде запас капитала фиксирован так же, как и Земля, но в длительном периоде предложение капитала может заметно меняться.

Для большинства факторов, в длительном периоде предложение находится в прямой зависимости от факторных цен; в этом случае кривая предложения будет иметь положительный наклон. Предложение Земли, обычно не зависит от цены, и поэтому кривая её предложения вертикальна. В некоторых особых случаях, когда доход от фактора увеличивается, владельцы могут сократить предложение фактора на рынке. Например, если люди считают, что они могут позволить себе работать меньше в результате повышения зарплаты, кривая предложения труда может вместо возрастающей стать убывающей.

Предложение фактора (ресурса) на отраслевом рынке зависит от решений собственников: если его цена Р выше альтернативных доходов, то фактор продаётся на данном рынке. Превышение получаемых доходов над альтернативными издержками (доходами) образуют экономическую ренту владельцев ресурсов.

Альтернативные издержки продавцов ресурса определяют минимальную цену, по которой ресурс может быть предложен на данном отраслевом рынке. Если цена падает ниже минимальной цены предложения, то собственники ресурса предпочтут либо предлагать его на других рынках, либо вообще воздержатся от продажи - поэтому такая цена называется " ценой отказа".

Чем меньше эластичность предложения ресурса (чем " круче" кривая предложения), тем большую часть в доходах собственника ресурсов составляет рента. Особенность ренты заключается в том, что её величина непосредственно не определяет решения о предложении ресурса на рынке.

  1. Рынок труда и заработная плата.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, где очень большую роль играют социальные и психологические факторы. Заработная плата, или ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование единицы труда. Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно рассматривать как своего рода " компромисс" между двумя вариантами: досугом и трудом. Повышение ставки заработной платы влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом: с одной стороны, более высокая ставка заработной платы может увеличить количество труда, предлагаемое индивидом; с другой стороны, более высокая заработная плата позволяет тратить меньше времени на работу и сохранять при этом высокий жизненный уровень.

На рынке совершенной конкуренции ставка заработной платы устанавливается на уровне, соответствующем точке пересечения кривых спроса и предложения.

На уровень средней заработной платы в стране оказывают влияние различные факторы. Но решающим является рост производительности труда. Про прочих равных условиях, работники, имеющие высокую производительность труда, получают большую зарплату; работники, производительность труда которых ниже, получают меньшее вознаграждение. В свою очередь можно выделить три основных фактора производительности:

· Физический капитал. Наличие большего количества оборудования.

· Человеческий капитал. Высокий уровень образования.

· Технологические знания. Доступность высоких технологий для работников.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, получаемая за час, неделю, месяц и т.д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Таким образом, реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на потребительские товары и услуги. Динамика реальной заработной платы рассчитывается на какой-либо период времени как индекс, равный частному от деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен. Пример: В течении года номинальная заработная плата увеличилась с 200 руб. до 240 руб., в то время как цены на потребительские товары увеличились в 1, 5 раза.

JНЗА=240/200=1, 2; JПТ=1, 5; JРЗД=1, 2/1, 5=0, 8

Реальная заработная плата уменьшилась на 20%.

Различия в заработной плате у работников разных профессий и у различных работников одной и той же профессии обусловлены следующими обстоятельствами:

1. Работники различаются по способностям и уровню подготовки. Человеческий капитал включает врождённые способности и талант, образование и приобретённую квалификацию. Работники попадают в не конкурирующие друг с другом профессиональные группы;

2. Виды работ различаются своей привлекательностью, неденежные аспекты различны. Различия в зарплате являются выравнивающими различиями, служащими компенсацией неденежных аспектов;

3. Ограничения мобильности работников. (Существуют географические, институциональные, социологические ограничения).

Феномен " суперзвезды": Некоторые актеры и спортсмены получают огромные доходы. В то же время ни один слесарь или плотник не зарабатывает миллион долларов. Суперзвёзды " зажигаются" на специфических рынках:

· каждый потребитель желает получить товар, предложенный лучшим производителем;

· товар произведён с помощью технологии, благодаря которой лучший производитель может поставлять его каждому потребителю по низкой цене.

Определённое значение имеет законодательное установление минимума заработной платы. Существуют аргументы как " за", так и против установления минимума заработной платы. В целом считается, что установление этого минимума и повышения его уровня способствует росту безработицы.

Конкретная величина заработной платы во многих странах складывается под воздействием трёх сил: предпринимателей, которые диктуют свои условия оплаты труда; профсоюзов, которые используют сокращение предложения труда, коллективный договор для прямого повышения заработной платы и т.д.; государства, заинтересованного в нормальном функционирование всей системы. Образуется своего рода " треугольник", в котором взаимодействуют предприниматели, государство, профсоюзы. В результате этого взаимодействия происходит заключение тарифного соглашения.

Профсоюзы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на рынок труда. Положительное влияние: повышают зарплату своим членам, сокращают текучесть рабочей силы, сглаживают трудовые конфликты, способствуют переобучению работников, улучшению условий труда. Отрицательное воздействие: замедляется рост зарплаты непрофсоюзных работников, оказывается противодействие внедрению трудосберегающих технологий, монополизируются отдельные секторы рынка труда.

  1. Неравенство доходов и уровень жизни населения.

Социальная политика государства направлена на поддержание и повышение уровня жизни различных слоев населения страны. Уровень жизни выражается системой количественных и качественных показателей: общий объём потребляемых благ, реальные доходы населения, условия труда, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, развитие образования, здравоохранения, культуры.

Для международных сопоставлений ООН использует так называемый " индекс человеческого развития ", исчисляемый как средний из трёх показателей: ВВП в расчёте на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровень образования (лет учёбы).

Одной из важнейших характеристик уровня жизни являются данные о бюджетах семьи. Бюджет семьи - это структура всех её доходов и расходов за определённое время. Данные о семейных бюджетах позволяют оценить степень экономического развития страны. Немецкий статистик Эрнст Энгель ещё в прошлом веке обнаружил зависимость между долей расходов семьи на питание и уровнем благосостояния. Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно увеличивается.

При распределение доходов по их величине проявляется существенное неравенство. Неравенство в персональных доходах обусловлено следующими факторами:

1) Различие в способностях;

2) Различие в образовании и профессиональной подготовке;

3) Профессиональный вкус и риск;

4) Владение собственностью;

5) Господство на рынке;

6) Удача, связи, несчастья и дискриминация.

Какова оптимальная степень неравенства? Не существует общепринятого ответа на этот вопрос. Фундаментальная проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Большие налоги и значительные пособия ослабляют стимулы к эффективному труду. Кроме того, перераспределение связано с определёнными потерями (содержание чиновников, воровство), что получило название проблемы " дырявого ведра". Другими словами, если деление пирога дохода на более равные кусочки приводит к уменьшению самого пирога, то с каким его уменьшением общество может согласиться.

Важным направлением социальной политики является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определённых категорий населения в число имеющих право на получение социальной помоши используется понятие - черта бедности.

Прожиточный минимум выражается в двух видах: социальный и физиологический. Физиологический (бюджет прожиточного минимума) (БПМ) рассчитан на удовлетворение основных физических потребностей. Социальный (минимальный потребительский бюджет) (МПБ) помимо физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Для определения прожиточного минимума используется обычно метод потребительской корзины. В России используется






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.