Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие жанры творчества романтиков






1. Любимыми жанрами стали песня и романс, которые могли детально передать мысли и чувства лирического героя.

2. Камерная инструментальная миниатюра – вальсы, экспромты, лендлеры, мазурки.

3. Симфония романтиков становится преимущественно программной (исключением можно считать 4 симфонии Й.Брамса). Романтики стремились к образной конкретности, поэтому часто прибегали к сюжетам античной, классической, романтической литературы. Симфонии романтиков имеют нетрадиционную структуру (у Г.Берлиоза от 3х до 8 частей, у Ф.Листа появился новый жанр симфонической музыки – одночастная симфоническая поэма).

К новым формам музыкальной жизни относится виртуозное инструментальное исполнительство. На концертной эстраде утвердился виртуоз-инструментализм, который не был ни композитором, ни разносторонне образованным музыкантом. В исполнительстве процветало легковесное развлекательство, с которым выдающиеся музыканты вели непримиримую борьбу. Вместе с тем, именно расцвет эстрадной культуры привёл к появлению таких виртуозов, как Н.Паганини, Ф.Шопен, Ф.Лист.

В судьбе музыкального театра также наметились крупные перемены. Комическая опера теряет позиции ведущего жанра. Она, с одной стороны, лиризуется, раскрывает проблемы внутреннего мира человека, с другой – перерождается в оперетту.

Самая яркая особенность системы выразительных средств у романтиков – значительное обогащение тембровой и гармонической красочности. Тема внутреннего мира героя, характеристика нюансов его души, изменчивость его настроений передаётся романтиками с помощью альтерированных гармоний, красочных тональных сопоставлений, широкого использования побочных ступеней лада, т.е. значительного усложнения музыкального языка.

 

Ф.ШУБЕРТ. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА»

Первый образец вокального цикла создал Л.Бетховен («К далёкой возлюбленной») в 1816 году. В творчестве Ф.Шуберта два вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), которые являются совершенными образцами романтических вокальных циклов. Оба написаны на стихи немецкого поэта-демократа Вильгельма Мюллера, творчество которого пользовалось большой популярностью. Поэт часто обращался к социальным темам, т.к. был участником борьбы против Наполеона, и воплощал в своём творчестве образы простого народа.

В обоих циклах Шуберта есть черты автобиографичности: многое в стихах Мюллера совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. Повествование ведётся от первого лица, что свойственно почти всему искусству романтиков. Два образа - молодой человек и сгорбленный от скитаний старец – олицетворяют душу самого композитора.

Время года – весна в первом цикле и зима во втором – подчёркивают философскую идею жизни человека: молодости и старости. Так же символично, что юношу в первом цикле сопровождает «друг-ручеёк», журчанье которого – то весёлое, то тревожное – неизменно присутствует в музыкальном повествовании и отражает психологическое состояние героя. Путника в «Зимнем пути» сопровождает чёрный ворон, как символ смерти.

В композиции цикла «Прекрасная мельничиха» 20 песен; №1 «В путь» и №20 «Колыбельная ручья» являются своеобразным вступлением и заключением. В драматургии цикла выделяются три линии:

1. История любви юноши-мельника, который без взаимности не мыслит своей жизни. Она раскрывается в песнях первой половины цикла (с№1 по №11). Для них характерно: мажорные тональности, преобладание быстрых темпов, упругих ритмов, опора на звуки трезвучий в мелодии, использование в аккомпанементах гармонических фигураций, куплетные формы. Все эти средства выразительности использованы в первой песне цикла «В путь», где создан образ юноши, переполненного радужными надеждами и энергией. Диатоника, повторность в мелодии, простые Т-Д гармонические сочетания – это элементы народно-песенного стиля. Такое же настроение передано во второй песне цикла «Куда?», где мягкое безостановочное движение шестнадцатых в аккомпанементе имитирует весёлое журчанье ручейка. Яркий эмоциональный контраст жизнерадостным песням первой половины цикла вносит песня №6 «Любопытство». Она состоит из двух разделов. Первый написан в форме периода, где основная тема полна изящества и грациозности. Хроматизмы и мягкие задержания в мелодии, гитарный аккомпанемент передают трогательную лирику этой песни. Во втором разделе выделяется речитативный эпизод, после которого фактура меняется, переходит в плавную гармоническую фигурацию. Красочное сопоставление тональностей H dur и h moll передаёт внутреннюю неуверенность и настороженность. Роковое слово «Нет!», от которого зависит судьба юноши, выделено резкой сменой фактуры.

Кульминацией радостных чувств является песня №11 «Моя». Она написана в светлой тональности ре мажор, и в ней тонко сочетаются изобразительность и выразительность: фигурации аккомпанемента имитируют вращение колеса мельницы, а мелодия, основанная на восходящем движении по звукам трезвучий и развивающаяся секвентно, выражает ликующее состояние героя.

2. В песнях второго раздела цикла происходит усложнение музыкального языка, что связано с изменениями в образном содержании: смутные догадки юноши перешли в уверенность – у него есть соперник. Драматургический стержень этого раздела составляют песни №14 «Охотник», №15 «Ревность и гордость», №16 «Любимый цвет», №19 «Мельник и ручей». В этих песнях преобладают минорные тональности, медленные темпы наряду с быстрыми, более свободные и развёрнутые формы, мелодии романсового плана, в которых преобладают секундовые интонации.

Песня «Охотник» является переломной в цикле. Это образ сильного и мужественного соперника. Песня написана в характере охотничьей музыки: быстрый темп, размер 6/8, имитирующий скачку. «Пустые» квинтовые и квартовые ходы в мелодии, близкие к интервалам натурального строя охотничьего рога, резкие диссонирующие сочетания в гармонии дополняют образ.

В песне «Ревность и гордость» передано смятение, тревога благодаря быстрому темпу, резким скачкам на широкие интервалы в мелодии, упругому ритму, тональности соль минор. Стремительные фигурации в аккомпанементе создают образ бурлящего, несущегося потоком, ручья, который сопереживает мельнику.

Мысль о смерти впервые появляется в песне «Любимый цвет». Она написана в трагической тональности h moll, в медленном темпе, и большую роль в передаче состояния подавленности, безысходности играет доминантовый органный пункт в среднем голосе. Ладовое колебание (H moll и h dur) подчёркивает чувство неустойчивости, неуверенности. Лирическую взволнованность распевной мелодии дополняет партия фортепиано, в которой интонация ув.2 и глухое звучание басового голоса заостряют скорбность и мрачность образа.

Песня №19 «Мельник и ручей» - это трагическая кульминация цикла. Она построена в виде диалога. Печальная мелодия мельника пластична, напевна, звучит в тональности g moll в неторопливом темпе на фоне скупых аккордов фортепиано. Особую остроту ей придаёт II низкая ступень. Тема ручейка – тихая, просветлённая – контрастирует теме мельника благодаря одноимённому мажору и мягким гармоническим фигурациям.

Цикл завершает «Колыбельная песня ручья», которая имеет светлый элегический характер. Тональность E dur, монотонное ритмическое покачивание, преобладание тонической гармонии, повторы в мелодии создают впечатление покоя, умиротворённости. Таким образом, композитор сглаживает драматическую развязку и вуалирует чувство обречённости.

 

 

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ЗИМНИЙ ПУТЬ»

 

На протяжении творческого пути Шуберт был композитором-новатором. Но даже в его творчестве вокальный цикл «Зимний путь» выделяется как особенно смелое произведение. Всего 4 года отделили этот цикл от «Прекрасной мельничихи», но, кажется, что между ними пролегла вся жизнь. В первом цикле скорбь не носила открытого страдания – музыка имела необычайно открытый юношеский колорит. Совершенно иным является цикл «Зимний путь». В этот период душу композитора наполняет безнадёжность и мрак.

Содержание цикла отличается своим психологизмом: отвергнутый невестой, в тёмную осеннюю ночь одинокий странник начинает свой путь. На его пути нет ничего радостного, а душу переполняют воспоминания прошлого.

Лирика «Зимнего пути» трактована в широком философском плане: трагедия духовного одиночества художника в мире мещан. Неслучайно, в последней песне «Шарманщик» образ нищего старца, вертящего ручку шарманки, олицетворял для Шуберта его собственную судьбу.

Музыке присущ глубокий внутренний драматизм. В настроении множество оттенков: от лирической грусти до чувства одиночества, тоски и полной безысходности.

Драматургия основана на столкновении психологических образов. Мотивы мечты о счастье контрастируют с мраком зимней дороги. Для выражения трагических образов Шуберт использует ряд приёмов:

Более свободную трактовку формы;

Обогащение гармонического языка: неожиданные модуляции, хроматические гармонии, диссонирующие задержания.

Более разнообразной стала мелодика: каждый романс имеет свой неповторимый круг интонаций, но в то же время поражает предельной лаконичностью мелодического развития.

Композиция цикла состоит из 24 песен. Своеобразным прологом является 1 песня «Спокойно спи». Это рассказ о былых надеждах и любви. Безрадостность чувства подчёркнута минорным ладом (d moll), никнущими оборотами мелодии. Каждая фраза начинается с вершины-источника, широка по своему диапазону. Ритм равномерного шага вызывает ассоциации с образом уходящего человека. В 4 куплете происходит неожиданный сдвиг в мажор (D dur), но это временное просветление заставляет ещё сильнее ощутить скорбный характер всей песни.

Песня №5 «Липа» также связана с воспоминаниями. В прохладной тени липы путник когда-то высказывал самые сокровенные мысли. Но ночной ветер развеял былые грёзы – липа стала символом романтической мечты. Песня обрамлена вступлением и заключением (лёгкое кружение шестнадцатых), функция которых – имитация шелеста листвы. Основная тема спокойная, с элементами пасторальности. Выразительная напевная мелодия опирается на звуки трезвучия. В процессе развития тема подвергается различным изменениям и драматизируется, о чём свидетельствует гармоническая неустойчивость и речитативные элементы в мелодии.

Песня №11 «Весенний сон» - это переломный момент в цикле. Контрастные эпизоды этой песни отражают столкновение мечты и реальности. 1 эпизод отличается поэтическим настроением. Это картина весеннего луга, где поют птицы – сладкий сон героя. Мелодия вальсовая (размер 6/8), танцевальность подчёркнута также трелями и форшлагами. 2 эпизод – это показ жестокого мира реальности. Все средства выразительности создают драматическую картину: минорный лад, гармоническая неустойчивость, диссонантные задержания, резкие альтерированные аккорды. 3 эпизод – вывод: прекрасное может существовать лишь как сон.

Остальные песни цикла имеют трагический характер, проникнуты безнадёжностью. Вид одинокой сосны усиливает чувство собственного одиночества («Одиночество»). Радостные эмоции, вызванные звуками почтового рожка, сразу же угасают – ведь путнику не от кого получать письма («Почта»). Чёрный ворон становится другом и является предвестником смерти («Ворон»). В последних песнях звучит горькая ирония – последние иллюзии исчезли.

Итогом цикла стала песня «Шарманщик». Образ бродяги символичен – это судьба артиста. Не случайно в конце песни звучит вопрос: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?» Приёмы выразительности чрезвычайно просты: выдержанная квинта в басу подражает народным инструментам, сковывает всё движение. В гармонии часто одновременно звучат тоника и доминанта, что свойственно музыке шарманки. В конце каждой фразы – заунывный наигрыш, от механистичности которого веет щемящей тоской.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.