Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Исследование уровня социальной информированности молодых семей г.Ярославль






1.1 Программа и анализ результатов исследования «Уровень информированности молодых семей в области социальной поддержки г.Ярославля»

Проблема исследования состоит в том, что на социальное благополучие молодой семьи оказывает влияние не только условия и стиль жизни семьи, её социальная стабильность и отсутствие факторов риска, но и уровень информированности молодой семье в сфере социальной поддержки. Благополучной можно называть семью, которая сама в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции, обладает способностью к самореализации и саморазвитию на основе равноправного, взаимного сотрудничества с государством и обществом и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным; на что в определённой мере будет влиять степень социальной осведомлённости, которая оказывает влияние на социально-экономическое положение семьи.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что на сегодняшний день основной причиной, того, что молодые люди не обращаются за помощью в органы и социальные учреждения по работе с молодыми семьями, является отсутствие легкодоступной информации о социальных услугах и мерах социальной поддержки.

Целью исследования является изучение уровня информированности молодых семей в области социальной поддержки.

Предметом исследования выступает информированность молодых семей в области социальной поддержки.

Объект – молодые семьи города Ярославль, в возрасте от 18 до 30 лет.

Основные понятия, используемые в данном исследовании, «молодая семья», «информированность».

Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.

Под информированностью понимается осведомлённость молодых людей о мерах социальной поддержки, социальных услугах и учреждениях их предоставляющих.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что среди молодых семей преобладает низкий уровень осведомлённости в области социальной поддержки.

Гипотезы:

1. Более 50% молодых семей имеют хотя бы одного ребёнка;

2. Основной проблемой молодой семьи является жилищный вопрос;

3. 70% молодых людей слабо осведомлены о работе учреждений социальной поддержки;

4. Молодые люди не считают необходимым обращаться в данные учреждения;

5. Более 50% молодых людей не пользуются материальной поддержкой со стороны государства и не имеют представления о большинстве видов пособий и льгот;

6. Сеть Интернет является основным источником информации о видах социальной помощи для молодых семей;

7. 80% респондентов слышали о государственной программе «Молодой семье доступное жилье», но никогда не участвовали в ней;

8. Около 50% респондентов считают свою семью полностью социально защищенной;

9. Более 50% семей испытывают материальные трудности.

 

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить какое количество семей имеют детей

2. Определить основные проблемы молодых семей

3. Выяснить, на сколько полно молодые люди осведомлены о работе социальных служб

4. Узнать, считают ли респонденты необходимым обращаться в данные службы

5. Определить, какие социальные службы известны молодым людям, и на сколько полно они осведомлены об их работе

6. Выяснить, какие источники информации являются популярными среди молодых людей, и какие являются авторитетными

7. Определить число молодых семей, участвующих в программе «Молодым семьям доступное жильё», и узнать, на сколько они информированы об условиях данного социального проекта

8. Узнать, на сколько молодые люди чувствуют себя социально защищёнными

9. Определить, каков уровень материальной обеспеченности опрошенных молодых семей

Для проведения социологического исследования «Уровень информированности молодых семей в области социальной поддержки г. Ярославля» в качестве метода сбора информации был выбран метод стандартизированного фокусированного анкетирования в электронном виде. В качестве инструмента, с помощью которого получены данные, были выбраны вопросы закрытого типа.

Данным методом было опрошено 70 молодых людей от 18 до 30 лет.

Можно сказать, что в большинстве представлена возрастная группа в возрасте от 22 до 30 лет. Кроме того, 73 % (56 человек) из всех опрошенных респондентов, состоят в браке либо живут в гражданском браке, и будут выступать основным объектом анализа в нашем исследовании, так как являются представителями молодых семей.

 

 

В процентном отношении распределение респондентов по количеству детей в семье представлены следующим образом:

68% (38 чел.) - нет детей

23% (13 чел.) - один ребенок

9% (5 чел.) семьи с двумя и более детьми.

В совокупности 32% молодых семей имеют детей. Таким образом, опровергается гипотеза о том, что большинство опрошенных молодых семей имеют хотя бы одного ребёнка. Из них только 16% ощущают свою семью полностью защищенной. В свою очередь наличие в семье ребенка определяет большую нуждаемость семьи в социальной поддержке. Так, опровергается гипотеза о том, что около 50% молодых людей считают свои семьи социально защищёнными

 

.

Большинство респондентов отметили проблему материальной обеспеченности как самую главную (66 %), затем вопросы обеспечения жильём (20%) и, наконец, взаимоотношения с супругом поставили на третье место 14% опрошенных. Такое распределение ответов объясняется тем, что большинство респондентов имеют возраст 22-25 лет, и 29% из этих молодых людей уже имею детей, и финансовые проблемы для них особенно актуальны. Кроме того, 60% опрошенных молодых людей с детьми имеют среднедушевой доход от 7 до 15 тыс. рублей, что не намного выше установленного в Ярославской области прожиточного минимума (7400 рублей.) Можно сказать, что степень материальной обеспеченности молодых семей находится на низком уровне, 71% опрошенных отметили не возможность покупать крупную бытовую технику, а хватает только на самое необходимое, 11% указали, что денег не хватает даже на еду. Так же, принимают некоторую помощь от родителей 70%. Таким образом, опровергается гипотеза о том, что основной проблемой молодой семьи является жилищный вопрос, а находит подтверждение то, что более 50% семей испытывают материальные трудности.

Определяющей проблемой исследования является информированность молодых семей в области социальной поддержки населения. В связи с этим респондентом предлагалось ответить на ряд вопросов, о том какие учреждения социальной поддержки молодых семей они знают, какими услугами пользуются, какие источники информации выделяют и т.д.

Так, большинство респондентов не владеют информацией юридического характера о правах и возможностях молодых семей, информацией о социальных службах – 77% опрошенных.Информацией о возможностях трудоустройства или получения дополнительной работы владеют 38%. Однако, 77% указали, что хотели бы получать больше подобной информации. Так, подтверждается гипотеза о том, что 70% молодых людей слабо осведомлены о работе учреждений социальной поддержки.

75% опрошенных молодых людей не знают о таких центрах помощи молодым семьям, как Ярославский городской молодёжный центр, МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения, Центр социальной помощи семье и детям. Возможно, это объясняется тем, что молодые люди зачастую предпочитают решать свои проблемы самостоятельнолибо еще не сталкивались с трудностями, а семьи имеющие детей (92%) хорошо осведомлены о работе МКУ " Центр социальных выплат города Ярославля", так как имели опыт обращения и получения помощи через данное учреждение. На вопрос «Как Вы считаете, у Вас достаточно информации о службах, которые оказывают помощь семьям?» 54% ответили - скорее не достаточно информации такого плана, совсем не достаточно - 27%. Только 16% считают, что информации вполне достаточно. 63% указали, что возможно, какая-то помощь им не помешала бы. Можно сказать, что молодые люди слабо информированы о службах социальной поддержки молодым семьям, но хотели больше узнать о их работе и возможностях получение некоторых видов пособий и субсидий и хотели бы ими воспользоваться.

Самыми известными из видов социальной поддержки для молодых семей оказались пособия на ребёнка инвалида, ежемесячное пособие на ребенка: на детей неработающих родителей; на детей студентов-очников и т.д.; губернаторское пособие и ежегодная единовременная выплата семьям с детьми-школьниками на подготовку к началу учебного года и пособия по беременности и родам. Знание о этих пособиях отметили 46% опрошенных, а пользовались – 32%. Это объясняется достаточно большим процентом семей имеющих детей. 45% бездетных молодых люде только слышали о таких видах материальной помощи, но никогда ей не пользовались. 76% опрошенных не знают о субсидии на оплату жилья и услуг ЖКХ (жилищная субсидия); бесплатная юридическая помощь и налоговые льготы малоимущим семьям и не известны 80% молодых людей. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что более 50% молодых людей не пользуются материальной поддержкой со стороны государства и не имеют представления о большинстве видов пособий и льгот.

Интерес вызывает сущность причин, по которым молодые люди не владеют подобной информацией (Рис.3.).

 

 

Так, больше половины молодых людей считают, что для получения необходимой информации о социальной поддержки им необходимо больше достоверных источников. 46% опрошенных отметили, что если им и приходилось получать информацию о социальной направленности, то чаще всего они получали её в органах социальной защиты и в учреждениях куда они обращались; 34% указали, что находят необходимые данные в сети Интернет, 18% - в передачах местного телевидения и только 2 % молодых людей отметили печатные издания. Безусловно, печатные издания не пользуются популярностью среди молодых людей, однако в сети Интернет не всегда можно найти достоверную информацию, так как социальные учреждения не заботятся об актуальном обновлении своих сайтов. Однако, наиболее авторитетными для себя, молодые люди считают такие источники информации о социальных учреждениях как газеты и радио (36%), 21% выделил телевизионные передачи на социальную тематику, 27% - мнения знакомых и родственников. Так, опровергается гипотеза о том, что Сеть Интернет является основным источником информации о видах социальной помощи для молодых семей. 61% молодых людей указали наиболее предпочтительным вариантом повысить свою информированность с помощью брошюр и памяток, 34% отметили телевизионные передачи и доступную информацию на специальных стендах.

Целевая государственная программа «Молодой семье доступное жилье» известна 78% опрошенных. Такой высокий процент, можно объяснить тем, что данная программа широко рекламируется в средствах массовой информации, однако 13% молодых людей указали, что ничего о ней не слышали. Стремятся получить жильё по программе – 4%, в это число входят семьи где есть 2 ребёнка и более. Таким образом, в некоторой степени находит подтверждение гипотеза о том, что 80% респондентов слышали о государственной программе «Молодой семье доступное жилье», но никогда не участвовали в ней.

Таким образом, основная гипотеза исследования информированности молодых семей в области социальной поддержки о том, что среди молодых семей преобладает низкий уровень осведомлённости в области социальной поддержки подтверждается. Имея материальные трудности и проблемы с жильём молодые люди часто полагаются на помощь родственников и на свои собственные силы, зачастую не видя необходимости искать поддержку со стороны государства. Однако, респонденты хотели бы иметь больше информации об учреждениях, которые могли бы оказать им помощь, и признают что какая-то помощь им не помешала бы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.