Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России






В условиях глобализации кардинально усложняется структура мирового развития, трансформируются ценности и нормы жизнедеятельности людей, видоизменяется система взаимодействия между ними (глобальные отношения), утверждается новая модель отношений между обществами, устанавливаются новые приоритеты в решении глобальных системных проблем. В результате этого формируется такая форма социальной организации, как глобальное общество. Структурными элементами (основными институциональными субъектами) функционирования такого общества выступают транснациональные структуры и международные правительственные и неправительственные организации, которые формируют свою собственную систему отношений. Такая форма социальной организации характеризует создание постмодернистской ситуации, мобильной и открытой для внедрения социальных инновационных проектов, необходимых для обеспечения эффективности экономического, политического и социального развития современных обществ. Такая проблема в контексте современной науки представляет значительный теоретико - методологический интерес, однако большинство ученых сущность и функциональное содержание глобального общества рассматривали односторонне, отождествляя его с информационным обществом (И.Валерстайн, Р.Коехен, Н.Килюен, Х.Булл, Б.Смарт и др.).. Однако, по нашему мнению, содержание глобального общества значительно шире и его целесообразно рассматривать исходя из многих ракурсов, а именно - социальной, политической и культурной.


Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических субъектов. ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:

- разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;

Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформулировать ряд выводов: образовательный процесс в России поступательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере используют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования. социально-гуманистическую, идеологическую, ориентирующую, интерпретационную, синтезирующую, просветительную, воспитательную, рефлексивную (развивающую), организационную, прогностическую, онтологическую Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций. По мнению исследования профессиональной деятельности.При ϶ том подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает сущность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследует. Так, самая упрощенная классификация подразделяет про фессиональную мотивацию на положительную и отрицательную.Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференцирует мотивацию на «далекую» и «короткую» [136]. Причем устойчивые мотивы он называет мотивационными установками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризующие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности з адана.Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, ϶ гоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с установками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру направленности личности (её установкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108, 109, 110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальную (альтруистическую) и узколичную (϶ гоистическую, индивидуалистическую) [262]. Альтруистическ ая мотивация характеризуется преобладанием общественных, моральных мотивов.Узколичная мотивация, соответственно, преобладанием мотивов самоутверждения, самовыражения личности. Таким образом, классификация мотивов в большинстве случаев осуществляется по ведущему. Именно ϶ тот критерий был положен в качестве основания для деления мотивов на виды: «однозначные» и «многозначные». Попытка дифференциации мотивов по предмету направленности была осуществлена (1984) на основе идей. Обобщая исследования мотивации учен ия, он подразделяет четыре группы мотивации: результативную, процессуальную, общения и самосовершенствования [158].С точки зрения автора, ϶ та типология является общей для всех видов деятельности, в том числе трудовой и профессиональной. (1987), опираясь на данные и результаты собственных исследований, дифференцирует трудовую мотивацию на основе пара метра «предмет направленности субъекта»: продукт, другие люди, сам субъект и его активность.Эти мотивы могут иметь узколичную или широкую социальную направленность [258, 257]. Анализ соотношения «знаемых» и «реальных» мотивов и установок на деятельность дает.

- установление основных субъектов, или носителей, угроз (субъектов хозяйствования), механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальные экономическую и социально-политическую системы;

Поставленные в работе проблемы можно решать только с учетом глобализационнызх процессов. Глобализация как процесс характеризуется, в первую очередь, объединением между народами и началом зарождения глобальных форм сосуществования человечества. Отметим, что издавна первичными формами объединения между народами были торговля и военные столкновения (обязательно обуславливались политическими и экономическими факторами), которые в конечном итоге привели к стандартизации различных культур, религий, правовых систем и т.д. Из истории известно немало примеров, когда создавались и гибли целые империи, иногда даже очень большие, в пределах которых заметно усиливались хозяйственные связи, взаимовлияние различных языков, культур, обычаев, верований. Некоторые национальные образования существовали многие десятилетия и даже века, создавая тем самым условия для особо глубокого взаимопроникновения культур и других аспектов общественной жизни. Когда они распадались, на их месте или даже рядом с ними возникали другие с совершенно иной территориальной конфигурации и другим составом населения. Предыдущие культурные связи между народами бывших национальных образований терялись, вытеснялись новыми, и так множество раз. Взаимовлияние и взаимосочетание языков, культур, навязанные принудительными объединениями тех или иных народов в пределах определенного национального образования, были временными, неустойчивыми и ограниченными этими рамками, они никогда не приобретали глобальные масштабы.

- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, обуславливающих угрозы финансовой безопасности, а также методологии проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

Характерной особенностью развития социально -экономической политики России начиная с 2000 г. было стабильный рост доходов граждан, в частности располагаемого дохода, номинальной заработной платы, с синхронным ускорением роста основных социальных гарантий - минимальной заработной платы, прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту. Однако кризис, начавшийся в конце 2008 г., усилила действие старых социальных проблем, а также породила множество новых: сокращение и задержка выплаты заработной платы, отправление работников в неоплачиваемые отпуска, сокращение рабочих мест и увольнения работников, возобновился рост задолженности по выплате заработной платы. Социально - экономическая ситуация в России кардинально изменила жизнь населения, ухудшение экономической ситуации привело к углублению расслоения общества по уровню дохода и, как результат, к дифференциации жизненного уровня населения.

- определение объектов и предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности страны;

Развитие любой экономической системы является процессом качественных социально - экономических преобразований, поэтому в работе понятие развития экономики региона сводится не только к достижению стабильных темпов экономического роста, но охватывает также существенное повышение жизненного уровня населения, включает в себя материальное благосостояние, образование, охрану здоровья (социальное развитие), защита окружающей среды (экологическое развитие) и т.д..

- разработку системы количественных и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности как для отдельных стратегически важных для страны предприятий, так и для отраслей экономики (звеньев финансовой системы), а также для страны в целом (интегральные показатели);

Это свидетельствует о том, что основным механизмом первичных объединений выступала регламентирована форма обеспечения " общение " разных племен и народов, которая в то время выступала мощным фактором становления глобальных форм сосуществования. Итак, учитывая исторический контекст данного явления и исходя из современных глобализационных реалий, методологически правильным является поставить вопрос о становлении новой формы социальной организации - глобальное общество.

- определение параметров показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

Фесснальнуюмтвацю на плжтельнуютрцательную.Дстатчнраспрстраненным в педаггкепсхлгпдхдм к классфкацмтвв является дфференцацях пкртерюпртяженнст в времен. Так (1991) пвременнйпртяженнстдеятельнстдфференцруетмтвацю на «далекую» «крткую» [136]. Прчемустйчвыемтвын называет мтвацннымустанвкам, ктрые, в свючередь, пдразделяет на: ператвные –для сплненя; перманентные – длгвременные, характерзующенаправленнстьлчнст. Дфференцацямтвв пкртерюнаправленнст з

- формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

С течением времени значение этой возможности не только не снижалось, но и наоборот - росла пропорционально увеличению количества применяемых социумом технологий и их сложности. Процессы трансфера знаний и навыков систематизированы и реализуются в системе образования. Важным свойством образования является ее квалификационная структура, которая позволяет выделить основные элементы образовательной системы в их соответствии с потребностями воспроизводства общества. Так, начальное образование отвечает за базисную социализацию человека, а среднее образование - за приобретение совокупности знаний и навыков, необходимых для образования трудовых ресурсов. Функции локомотива социально - экономического развития в этой структуре выполняет высшее образование. Теоретические разработки западных экономистов позволяют подчеркнуть минимум три основные механизмы, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие.

- организацию адекватной системы органов контроля за финансовой безопасностью страны. [3, 254]

Направления же совершенствования ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).

Из наиболее важных направлений совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:

- совершенствование контроля за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями (особенно на вторичном рынке);

- совершенствование законодательства о соглашениях о разделе продукции (с точки зрения четкости механизмов контроля иностранных партнеров);

- разработку механизмов превентивного контроля иностранных организаций;

- совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов на фондовом рынке России и т.д.);

- разработку систем государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др. [7, 167]

Одним из важных средств обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).

Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Одной из существенных проблем сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению с темпами использования времени по предоставленным займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. [6, 78]

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов.

В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства могут быть:

- взаимодействие и взаимозависимость между различными ТБС, их конфигурация в “экономическом пространстве” государства;

- юридические адреса и наименования основных иностранных партнеров ТБС (связанных сторон), формы их взаимоотношений, финансовые между ними трансакции, гражданство членов советов директоров и т.п.;

- происхождение, циркуляция и трансформация инициируемых ими финансовых потоков (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и т.д.), методы и результаты воздействия на национальную экономическую систему (включая вклад в теневой сектор);

- механизмы влияния ТБС на общество и государство (предоставление рабочих мест, воздействие рекламными и иными методами на общественную психологию, лоббирование в органах власти нужных государственных решений, тех или иных нормативно-правовых актов, скрытое финансирование политических и иных общественных структур и т.д.);

- логика их политики, их комбинации и чередование на экономическом “поле” страны и т.д.

При этом необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет в дальнейшем наладить системы ГФК за такими субъектами.

Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы соответствующих контрольных органов.

В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима именно система контрольных органов. Для системной координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений.

Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.

Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Следует подчеркнуть, что основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.