Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика словесных методов обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.






Среди словесных методов достаточно широко используют такой метод как беседа. Это вопросно-ответная форма, которая используется и для объяснения материала, и для проверки, и для закрепления и систематизации знаний, для повторения и проверки знаний. Беседа имеет успех, если она используется в комплексе с другими методами, например, во время беседы можно использовать наглядность, беседа может выступать как сопровождения наглядно практической деятельности. Имеет ряд достоинств: с помощью беседы можно развивать рече-мыслительную деятельность учащегося, можно активизировать учащихся и их познавательную деятельность, можно сообщить новые знания, можно организовывать дифференцированный подход к учащимся. Беседа бывает нескольких видов: вводная(цель: выявить имеющиеся представления учащихся об изучаемом предмете и подготовить к восприятию материала), сообщающая/излагающая (цель: сообщить новые сведения об изучаемом предмете), повторительная (цель: закрепление имеющихся представлений), обобщающая. Беседу можно разворачивать индуктивным и дедуктивным способами. К беседе предъявляются требования к вопросам учителя: вопросы продумываются заранее, вопросы должны будить мысль учащихся, должны быть краткими и понятными, не следует задавать двойных вопросов, вопросы должны быть адресованы учащимся с целью помощи, вопросы на уроке следует задавать всему классу и лишь потом выбираться ученик для ответа, в процессе беседы нужно учить задавать вопросы, в беседе необходимо исправлять невенве ответы учеников, причем эффективен прием, когда объясняется причина неправильного ответа и создаются условия для правильного ответа, продрлжительность беседы в младших классах не должна превышать 5-10 минут, а в старших классах 10-15 минут.

Рассказ представляет собой монологическую форму изложения материала. Бывает нескольких видов: вступление, изложение, заключение. Есть ряд требований, которые предъявляются к рассказу: рассказ должен быть небольшим по объему, в рассказе должно содержать небольшое количество новых сведений, необходимо четко выделять существенные моменты, излагаемые сведения должны подтверждаться примерами, наглядностью, раздаточным материалом, демонстрацией опыта, темп рассказа составляет примерно 90 слов в минуту, в младших классах длительность рассказа не должна первышать 5-7 минут, в среднем 7-10, в старших 10-15 минут.

Объяснение так же входит в группу словесных методов. Предполагает раскрытие или истолковывание отдельных понятий, явлений, правил, которые подлежат изучению (например объяснений способа решения арифметической задачи, правило техники безопасности при работе с кипятком и тд). Данный метод используется на разных уроках, очень часто используется при объяснении новых слов(например в процессе словарной работы), при объяснении истолковывания географического/исторического понятия. Использование данного метода опираетсч на аналитико-синтетическую деятельность, т к нужно устанавливать причинно-следственные связи, требуется гибкость и активность мышления, достаточность словарного запаса учащихся. Существует ряд требований: в младших классах наиболее продуктивным является использование метода объяснения в течении 3-5 минут, в среднем 5-7 минут, в старших 7-10 минут, в процессе объяснения должна быть четко определена доза информации, которая будет подаваться, объясняться, объяснение может вестись как дедуктивным, так и индуктивным путем, но у дедуктивного метода более сильное коррекционное воздействие.

Работа с учебной книгой- этот метод используется для получения новых знаий, либо для закрепления, повторения знаний, для систематизации и обобщения знаний (цель: приобретение знаний и подготовка к самообразованию). Современные учебники выполняют ряд функций: информационную, трансформирующую, систематизирующую, интегрирующую - позволяют использовать все средства обучения, функцию закрепления и контроля. Структура любого учебника представлена текстовыми и вне текстовыми компонентами. Текстовый компонент - содержание учебных текстов, содержание рубрик. Вне Текстовые - аппарат организации усвоения учебного материала (вопросы, задания, шрифт), аппарат ориентировки (оглавление, введение, титульный лист, цветовое, шрифтовое выделение), иллюстративный материал (схемы, таблицы, картины, фотографии). С иллюстративным материалом работают по разному - соотносят текст и рисунок и наоборот, прочитывают название, подбирают название, составляют краткие рассказы по рисунку. С текстовыми компонентами предусмотрена так же многообразная работа - чтение текста и выделение основной мысли, чтение текста и выделение ключевого понятия, чтение текста и пересказ его содержания, чтение текста и составление плана, чтение текста и нахождение ответов на вопросы, составление схем и таблиц к тексту.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.