Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 2. История становления и развития принципов менеджмента






Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития [10]. Это общие закономерности, в которых реализуются отношения между различными элементами управленческой системой.

В древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления.

Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. В конечном счете, поиски наиболее эффективной стратегии предприятия привели к возникновению науки управления как академической дисциплины.

Автором одних из первых принципов управления был Ф.Тейлор, он сформулировал основные подходы к организации производства:

1. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение.

2. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами[14].

Немало важный вклад сделал А.Файоль. Он сформулировал следую­щие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффектив­ного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.
3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны приме­нять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.
4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.
7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграж­дения за свой качественный труд.
8. Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной про­порции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между

всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила) [12].

Таким образом, Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал строго обязательные принципы управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Работы Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта.

Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа:

1) Принцип координации, требующий единства действий, направленных на достижение общей цели. Координация достигается не только за счет единоначалия, но и за счет корпоративной солидарности служащих.

2) Принцип иерархии (" скалярный принцип"), указывающий на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу, и каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к нему поступают распоряжения.

3) Принцип функциональности, указывающий на важность специализации в выделении структурных подразделений и формальных ролей. Эффективность организации в целом зависит от правильности идентификации исполняемых ею операций и координации действий, ответственных за них групп.

4) Принцип линейного и штабного персонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями " руководитель-подчиненный", в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников. Линейный персонал - это те, чьи позиции входят в состав основных иерархических вертикалей, в отличие от связанных с ними менее жестко штабистов. Штабные службы существуют как вспомогательные по отношению к линейному персоналу.

Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

Принципы управления Г.Эмерсона:

1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. Здравый смысл, т.е. подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3. Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;

4. Дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

5. Справедливое отношение к персоналу;

6. Быстрый, надежный, полный, точный постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

8. Нормы и расписание, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника [4].

Важно заметить, что впервые принципы управления в том виде, в котором они существуют в настоящее время были сформулированы в работах Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля. Списки принципов, сформулированных Тейлором, Файолем, Муни, Рейли, Эмерсоном многократно подвергались критике как со стороны управленцев, пытавшихся применить их на практике, так и ученых-теоретиков.

Несмотря на то, что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.

Выводы:

· Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

· Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал строго обязательные принципы управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.

· Ф.Тейлор сформулировал основные подходы к организации производства.

· В 1911 году инженер Г.Эмерсон формулирует и рассматривает принципы управления предприятием, причем обосновывает их примерами не только промышленных организаций.

· Впервые принципы управления в том виде, в котором они существуют в настоящее время были сформулированы в работах Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля.

· Сформулированные принципы управления многократно подвергались критики, кроме того, большинство из них нужно воспринимать, как гипотезы, так как они не повергались эмпирической проверки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.