Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14: Классификация экскурсий и экскурсионных объектов






 

В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию
б) по составу и количеству участников
в) по месту проведения
г) по способу передвижения
д) по продолжительности
е) по форме проведения

 

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

 

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

 

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на

· исторические

· природоведческие (экологические)

· искусствоведческие

· литературные

 

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

 

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
- экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

 

Экскурсионные объекты:

 

памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Площадь 1905 года, Вознесенская Горка, привокзальная площадь в городе Екатеринбурге);

1. здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

2. природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники, заказники, отдельные деревья, реликтовые растения (например, на территории города Екатеринбурга и Свердловской области находятся следующие подобные объекты: парк «Оленьи ручьи», заказник в Артинском районе, Ботанический Сад, скалы Гронского, скалы – сланцы «Чертово городище», вековые лиственницы и т.п.);

3. экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок, например, выставки в библиотеке им. Белинского, передвижные выставки музеев других городов в городе Екатеринбурге и т.д.;

4. памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др. (например, в поселке Палкино – Ж/Д район Екатеринбурга –привлекательным объектом являются обнаруженные археологами городища, в парке «Оленьи ручьи» находится стоянка первобытного человека);

5. памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство (например, скульптуры на здании Администрации города Екатеринбурга, площадь Труда, продажа – выставка декоративно-прикладных изделий в сквере по ул.Ленина между ул.Вайнера и Хохрякова).

Следующая классификация объектов дана по содержанию:

1. одно-плановые – это произведения живописи, река, растение, животное, дом;

2. многоплановые – это архитектурный ансамбль, лес, улица, поле, площадь города.

Предлагается классифицировать объекты по их функциональному назначению:

1. основные – эти объекты служат основой для раскрытия подтем;

2. дополнительные – показываются во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.

Довольно важна классификация по степени сохранности:

1. полностью сохранившиеся, например,

2. дошедшие до наших дней со значительными изменениями, например, весь комплекс «Плотинка»;

3. частично сохранившиеся, утраченные, например, железоделательный завод на «Плотинке».

 

 

Вопрос 15: Тематика и содержание экскурсий

 

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется - как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен " работать" на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут " вторгаться" объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема
- композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Название экскурсии - это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.

Вопрос 16: Драматургия экскурсии (с учетом типа экскурсии)

 

Драматургия экскурсии – это вещь непростая. Она должна быть очень хорошо выверена, чтобы экскурсант действительно смог прочувствовать всю эмоциональную сторону демонстрируемого ему объекта. Эмоции – вот что главное, и только они помогут достичь необходимого эффекта. Все выстраивается, как хорошая пьеса: она может быть с оттенком трагедии, она может быть комичной, когда улыбка не сходит с лиц благодарных зрителей. Она может завораживать, может возмутить, спровоцировать и вызвать дискуссию, но она никогда не оставляет равнодушными тех, кто попал на это необычное представление, а еще и по законам современного театра стал участником этого непростого увлекательного действа.

Индивидуальные экскурсии по Петербургу для гурманов туристического продукта

Есть гурман, который любит не просто хорошую еду, не просто качественную, а еще и необычную, утонченную. Как правило, такие люди и в других сферах жизни предпочитают гурманствовать: положение, знаете ли, обязывает. Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу – это как раз для них. Безупречно выверенная драматургия экскурсии, маршрут, достойный королей – что еще можно пожелать для любителей устриц с лимоном, вкусненького Шабли, фуагра и прочих радостей жизни? Конечно же, Санкт-Петербург придется им вполне по вкусу, недаром же они готовы приезжать в него снова и снова после того, как откроют Эрмитаж, кофейни и прочие аутентично-питерские штуки для себя в первый раз. Да, здесь не Италия. Но паста, пицца и пышки найдутся для всех, кто жаждет душевных и вкусовых впечатлений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.