Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика государственного бюджета.






Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.

В составе общегосударственных фондов денежных средств в РФ выделяют:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонды развития НИОКР и др.).

Объектами изучения статистики государственного бюджета являются основной общегосударственный фонд – государственный бюджет, а также финансовые отношения, которые складываются у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Его структура определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.

Главная задача статистки государственного бюджета – это характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Данная задача раскрывается в более конкретных подзадачах. Среди них:

1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2) анализ структуры доходов государственного бюджета;

3) анализ структуры расходов государственного бюджета;

4) определение источников финансирования бюджетного дефицита;

5) расчет размеров государственного внутреннего долга;

6) характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;

7) анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

В процессе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, которая необходима для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

В статистике государственного бюджета РФ отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области.

Направления статистики государственных финансов, выделяемые в международной статистической практике:

1) бюджета органов государственного управления:

а) статистика бюджетного хозяйства:

· статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования;

·статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);

б) статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);

в) статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством;

г) статистика государственных служащих. Основными задачами являются учет численности служащих, их группировка по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда;

2) налоговая статистика:

а) статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;

б) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и другие продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции;

в) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом, стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т.д.).

 

Основные определения статистики государственного бюджета.

Одним из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета, является понятие сектора государственного управления. С помощьюданной экономической категории определяется круг институциональных единиц (государственных предприятий и учреждений), чьи доходы и расходы подлежат отражению в государственном бюджете.

В сектор государственного управления включаются институциональные единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления:

1) проведение государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера;

2) перераспределение доходов и богатства, которое осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики и путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

Помимо сектора государственного управления, выделяются другие категории, которые определяют характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражают сущность различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики:

1) поступления или платежи;

2) поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

3) поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

4) текущие или капитальные поступления (платежи);

5) приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

6) приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям. Категории возмездных или безвозмездных поступлений касаются только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям.

Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.

При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи).

Платежи или поступления являются возвратными в том случае, если обратный поток осуществляется в виде договорных обязательств с фискальным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными.

Невозвратные платежи и поступления являются возмездными в том случае, если обратный поток осуществляется в виде платежей посредством товаров и услуг. Если же поток товаров и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными. Таким образом, возмездные операции изначально предполагают платежи на условиях компенсации.

Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные связано с их целевым назначением. Операции с капиталом включают те поступления (платежи), которые связаны с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более 1 года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

В статистике государственного бюджета учет операций осуществляется на кассовой основе, т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков, а в системе национального счетоводства (СНС) – на основе начисленных сумм, т.е. на момент возникновения дебиторской или кредиторской задолженности.

 

Абсолютные показатели статистики государственного бюджета

Основными абсолютными показателями статистики государственного бюджета является:

1) доходы;

2) официальные трансферты;

3) расходы;

4) чистое кредитование;

5) превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.

Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, и прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты.

Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.).

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций. Данный финансовый поток поступает от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Если же поступления носят характер безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников, то они включаются в категорию доходов.

Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления выделяются в отдельную категорию.

Чистое кредитование (кредитование минус гашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Итоговыми показателями финансовой деятельности государства является дефицит (или профицит).

Дефицит (превышение расходов над доходами) = (заимствование - погашение долга) + уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Финансовое положение страны принято считать нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3%.

Профицит (превышение доходов над расходами)= (погашение-заимствование)+увеличение остатков финансовых средств.

Результатом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.

Государственный долг – это неоплачиваемая сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром. Данная задолженность образовалась в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переформирована в бессрочный долг.

В государственный долг не включаются:

1) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

2) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

3) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

4) любая текущая задолженность по неоплачиваемым обязательствам.

 

Относительные показатели статистического государственного бюджета.

Анализ выполнения бюджета любого уровня осуществляется с помощью вычисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по различным видам и целевому назначению.

Характеристика факторов, которые повлияли на отклонение от плана, может быть осуществлена с помощью метода цепных подстановок. Например, изменение налоговых доходов Н могло произойти под влиянием двух факторов:

1) изменение налоговой базы Б;

2) изменение налоговой ставки С.

Влияние изменения налоговой базы на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле:

 

 

Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле:

 

 

где и – размер налоговой базы, соответственно, в отчетном и

базисном (плановом) периоде;

- уровень налоговой ставки, соответственно, в отчетном и

базисном (плановом) периоде.

 

Общий прирост налоговых доходов по конкретному виду налогов может быть рассчитан как сумма абсолютных приростов за счет двух факторов:

 

 

На основании абсолютных показателей статистки государственного бюджета можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

 

 

 

 

 

В этом случае, если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

С помощью показателя доли задолженности характеризуется число месяцев или периодов производственной деятельности, необходимое для погашения долга:

 

 

Показатель доли покрытия (1) показывает, какой процент расходов на социальные нужды покрывается за счет налоговых поступлений:

 

 

Показатель доли покрытия (2) показывает, какая доля объема расходов финансируется за счет займов:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.