Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научных исследований науки государственного (конституционного) права. 2 страница






 

 

28. Юридические свойства конституции.

1) Конституция является Основным Законом государства. 2) Конституция обусловлена соотношением социально-политических сил в обществе. В зависимости от этого в государстве могут быть приняты различные виды Конституций. 3) Конституция закрепляет важнейшие институты государства, правовой статус индивида и источник власти в государстве. Конституция закрепляет основы народного и государственного суверенитетов. В соответствии с данными признаками можно дать определение Конституции. Конституция - это основной закон государства, который в соответствии с существующим в обществе соотношением социально-политических сил, закрепляет основы народного и государственного суверенитетов и правового статуса индивида. Существуют следующие принципы конституции: 1) Верховенство конституции. Оно проявляется в двух аспектах: а) конституция распространяется на всю территорию государства; б) конституция имеет высшую юридическую силу. 2) Конституция является базой текущего законодательства. Она содержит принципы, которые развиваются в отраслевых законах. 3) Стабильность конституции: а) Конституция принимается тогда, когда имеется компромисс интересов различных социально-политических сил; б) Конституция рассчитана на длительный срок действия; в) Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это система довольно жёсткая. Конституция РФ 1993 г. имеет следующие особенности: 1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций РФ такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории РФ, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. Характерно, что ст. 15 Конституции РФ не включает конституции республик в число правовых актов РФ, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции РФ, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления. 2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 3. Конституция является ядром правовой системы РФ. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. 5. Конституцию отличают и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесение поправок. Пересмотр касается только положений гл. 1, 2 и 9. Поправки вносятся в гл. 3—8 Конституции РФ.

 

29. Прямое и опосредованное действие конституции: понятие и соотношение.

 

В Конституции РФ закреплен принцип ее прямого действия, но на самом деле ни одна конституция не действует в целом напрямую. Прямое действие – это такое действие Конституции, когда между конституционной нормой и общественными отношениями нет никаких промежуточных норм. Напрямую действуют запреты, нормы о структуре и компетенции органов государства, нормы о свободах, то есть о таких правах граждан, которые реализуются вне правоотношений. Все остальные нормы действуют только в опосредованном порядке.

Прямое действие Конституции РФ

Прямое действие конституционных норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конституционные нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Этот принцип не исключает развитие этих норм в текущем законодательстве, наоборот, непосредственное действие конституционных норм требует всестороннего развития российского законодательства.

Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.

В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд приходит к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какому-либо нормативному акту суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

Например, Конституционный суд РФ решение № 11-п от 27 июля 2000 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса СССР в связи с жалобой гражданина Маслова В.И. запретил применять ст. 47 ч. 1 и потребовал от судов непосредственного применения ст. 48 ч. 2 Конституции РФ впредь до приведения текущего законодательства в соответствие с Конституцией РФ (вопрос о предоставлении защитника с момента задержания).

 

 

30. Виды конституций.

 

Можно выделить следующие виды Конституций: I) Прежде всего, можно выделить фактическую и юридическую Конституцию. Фактическая Конституция – это реальное соотношение социально-политических сил в обществе на момент принятия Конституции. Юридическая Конституция – это акт высшей юридической силы, который отражает фактическую Конституцию в обществе. В конституционном праве, говоря о видах Конституций, принято иметь в виду именно юридическую Конституцию. II) По степени соответствия фактической Конституции юридические Конституции делятся на реальные и фиктивные. Реальные Конституции адекватно отражают фактическую Конституцию, в отличие от фиктивных. Конституция может быть фиктивной полностью, когда она совсем не отражает реальное соотношение социально-политических сил, или частично, когда она отражает это соотношение лишь отчасти. III) В зависимости от способа принятия все Конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие Конституции принимаются и изменяются в том же порядке, что и остальные законы государства (как правило, простым большинством голосов). Жесткие Конституции принимаются и изменяются в особом порядке. IV) В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные Конституции. Писаная Конституция существует в виде единого кодифицированного нормативно-правового акта. В большинстве государств Конституции писаные. Неписаная Конституция не существует в виде единого кодифицированного нормативно-правового акта. Она состоит из: * отдельных федеральных или конституционных законов; * договоров; * конституционных судебных прецедентов; * конституционно-правовых обычаев. Классический пример неписаной Конституции – это Конституция Великобритании. Вместе с тем. Существуют отрицательные стороны данных видов Конституций. Так, например, деятельность Конституционных Судов возможна только при наличии писаной Конституции, таким образом, в Великобритании существенно затрудняется охрана прав граждан. V) По форме государственного единства данного вида государства выделяют конституции унитарных государств, конституции федеративных государств, конституции субъектов федерации, конституционные акты автономных образований в унитарных государствах. VI) В зависимости от формы правления выделяют конституции республик и монархий. VII) По политическому режиму могут быть конституции демократических, либерально-демократических, авторитарных и тоталитарных государств. VIII) По способу принятия все конституции подразделяются на: * принятые с помощью референдума; * принятые высшим законодательным органом власти; * принятые специальным законом; * порядок введения в действие изложен в самой конституции.

 

 

31. Особенности конституционных норм. Проблемы нормативного характера положений преамбулы.

 

Конституционные нормы несут специфику государственно-правовых норм в целом (порядок принятия, введение в действие, порядок размещения норм в статье К). Конституционные нормы реализуются всеми способами, которыми могут реализовываться все нормы права: использование, исполнение, применение. Конституционные нормы: 1) нормы основного текста К; 2) нормы преамбулы К. Преамбула – вводная часть К, в которой содержатся сведения о цели, причинах и условиях принятия К. Преамбула может содержать правовые принципы, иногда закрепляет правовые нормы (в преамбулах К СССР содержались правовые нормы, на сегодняшний день их нет, так как они должны находиться в основной части). Конституционные нормы реализуются теми же способами, что и нормы любых других отраслей права: использование, исполнение, применение конституционных норм. Использование конституционных норм означает реализацию возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений Конституцией. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие право участвовать в выборах представительных органов власти. Таким образом, в данном случае участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права. Исполнение норм заключается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются конституционными нормами. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных, общественных организаций и их органов. Особенности этой формы реализации выражаются в том, что субъекты должны независимо от собственного желания совершать активные действия, предусмотренные конституционными нормами. Соблюдение конституционных норм выражается в обязанности воздержаться от совершения действий, запрещенных конституционными нормами. Суть этой формы реализации норм состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. В отличие от исполнения, соблюдение норм носит пассивный характер. В Конституции РФ закреплен принцип ее прямого действия, но на самом деле ни одна конституция не действует в целом напрямую. Прямое действие – это такое действие Конституции, когда между конституционной нормой и общественными отношениями нет никаких промежуточных норм. Напрямую действуют запреты, нормы о структуре и компетенции органов государства, нормы о свободах, то есть о таких правах граждан, которые реализуются вне правоотношений. Все остальные нормы действуют только в опосредованном порядке.

 

 

32. Реализация конституционных норм; понятие, формы, способы.

 

Конституционные нормы несут специфику государственно-правовых норм в целом (порядок принятия, введение в действие, порядок размещения норм в статье К). Конституционные нормы реализуются всеми способами, которыми могут реализовываться все нормы права: использование, исполнение, применение. Конституционные нормы: 1) нормы основного текста К; 2) нормы преамбулы К. Преамбула – вводная часть К, в которой содержатся сведения о цели, причинах и условиях принятия К. Преамбула может содержать правовые принципы, иногда закрепляет правовые нормы (в преамбулах К СССР содержались правовые нормы, на сегодняшний день их нет, так как они должны находиться в основной части). Конституционные нормы реализуются теми же способами, что и нормы любых других отраслей права: использование, исполнение, применение конституционных норм. Использование конституционных норм означает реализацию возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений Конституцией. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие право участвовать в выборах представительных органов власти. Таким образом, в данном случае участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права. Исполнение норм заключается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются конституционными нормами. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных, общественных организаций и их органов. Особенности этой формы реализации выражаются в том, что субъекты должны независимо от собственного желания совершать активные действия, предусмотренные конституционными нормами. Соблюдение конституционных норм выражается в обязанности воздержаться от совершения действий, запрещенных конституционными нормами. Суть этой формы реализации норм состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. В отличие от исполнения, соблюдение норм носит пассивный характер. В Конституции РФ закреплен принцип ее прямого действия, но на самом деле ни одна конституция не действует в целом напрямую. Прямое действие – это такое действие Конституции, когда между конституционной нормой и общественными отношениями нет никаких промежуточных норм. Напрямую действуют запреты, нормы о структуре и компетенции органов государства, нормы о свободах, то есть о таких правах граждан, которые реализуются вне правоотношений. Все остальные нормы действуют только в опосредованном порядке.

 

33. Этапы развития Конституции РФ.

Зачатки конституционности можно обнаружить еще со времен Петра первого, даже раньше, попытки предпринимались многими, но если подойти глобально к этой проблеме, то конституционное развитие РФ можно разделить на два этапа: 1) Период неписаной конституции, хронологические рамки которого октябрь 1917 г. – июль 1918 г. В это время российская конституция состояла из: а) декретов и постановлений съездов советов, б) декретов совета народных комиссаров, в) составной частью были прежние законы, которые не были отменены советской властью и не противоречили актам советской власти. 2) Период писаной конституции. С 6 июля 1918 г. и по наши дни. Период ознаменован левоэсеровским мятежом. Этот большой период делится на более мелкие. А) принятие конституции 1918 г. Политическое устройство с провозглашением государственной диктатуры пролетариата, а по форме правления - корпоративная республика, которая является республикой советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял Всероссийский Съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально провозглашена федерация, фактически – смешанное унитарное государство. Б) принятие конституции 1925 г. В 1922 г. был создан союз ССР и в 1924 г. принимается первая конституция союза ССР, субъектом которой теперь была РСФСР. Теперь изменился порядок отношений между субъектами. И главной причиной принятия новой конституции РСФСР было то, что она перестала быть отдельно существующей. Остальные условия существования страны остались прежними. В) принятие конституции 1937 г. В 1936 г. принята конституция СССР. Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РФ осталась государством трудящихся, лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный Верховный Совет. В 1937 г. значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти. Г) принятие конституции 1978 г. Оно обусловлено принятием конституции СССР 1977 г. Поскольку предыдущая конституция уже устарела и требовала серьезных изменений. Официальная причина принятия такая, что уже было построено общенародное советское социалистическое государство. Но еще в 1961 г. были первые попытки обновить конституцию, даже создали специальную комиссию. Конституция 1977 г. официально объявила нашу страну общенародным государством. Термин “общенародное государство” объясняли как государство при развитом социализме. Развитой социализм это, (1) самые высокоразвитые экономические отношения, производственные и производительные силы, (2) сформированная государственная (общенародная) собственность. С позиций здравого разума, отождествлять государственную собственность с общенародной нельзя. Государственная собственность – это собственность, принадлежащая конкретному собственнику монополисту, называемому государством. Государству собственность необходима для реализации его функций как внутренних, так и внешних. Общенародная собственность – собственность всего населения страны, это разновидность общей собственности, которая может быть долевой и совместной. Понятие общенародной собственности было дано еще в гражданском кодексе тех лет. Конституция 1977 г. была противоречивой. Ст. 7 свидетельствует о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом. А в ст. 7 определили партию как ядро государства. Данная конституция открывает простор для расширения внутри федеративных полномочий. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся ряд и положительных моментов: ст.9 закрепляет основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии. Эта конституция просуществовала до 1989 г. За период существования конституции произошли изменения, связанные с: 1) трансформацией высших представительных органов законодательной власти. Съезд народных депутатов избирал двухпалатный Верховный Совет. Хотя этот Съезд, фактически таковым не являлся, поскольку при каждом новом Съезде должен меняться его состав. В данном же случае в Съезд избирались на 5 лет. И фактически это была разновидность законодательного собрания. 2) введением альтернативных выборов и открывается простор для действия партий. В 1991 г. СССР распался и РФ стала существовать отдельно.

 

 

34. Предпосылки принятия Конституции РФ 1993 г. Указ Президента РФ №1400, его анализ и последствия.

 

Со второй половины декабря 1991г. до марта 1992г. – можно озаглавить «Федеративный договор – поиск компромисса». В это время продолжилась работа над созданием Федеративного договора в РФ. В его основу был положен разумный принцип: сила государства – не в механизмах подчинения и подавления, а в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность РФ как свой общий интерес. Федеративный договор от 31 марта 1992г. приостановил нарастание открытого всеобщего национального конфликта, перевел его на время в локальные формы. Федеративный договор изначально был компромиссом между слабой центральной властью и рядом сильных республик. IV. С апреля 1992г. по 12 декабря 1993г. – «От конфедерации к конституционной федерации». Сразу же после подписания Федеративного договора началась борьба руководителей республик с федеральным центром за его практическую реализацию. Особенность этого периода заключалась в том, что федеральный центр противостоял сепаратизму и экономическому эгоизму республик уже не в одиночку: края, области и регионы начиная с 1993г. стали все решительнее противостоять сложившемуся неравенству. Появились первые ростки будущего государственного устройства РФ, построенной не по этническому, а по территориальному принципу. Такое развитие событий зимой – летом 1993г. благоприятно сказалось на подготовке новой Конституции РФ, предусматривающей выравнивание прав субъектов Федерации. V. С 12 декабря 1993г. по настоящее время – можно характеризовать как «Укрепление российской государственности». Этот этап отличают: углубление и расширение межрегиональных ассоциаций в стране; подписание Договора об общественном согласии, соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов власти с более чем 40 субъектами РФ, в том числе краями и областями.

 

35. Конституция РФ 1993г., её структура.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга. Структура Конституции РФ на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию. Значительное влияние на структуру Конституции РФ оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР. Для первых советских конституций РФ было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11). При разработке проекта Конституции 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно. Однако Конституция не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя РФ. По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеральное устройство. 4. Президент. 5. Федеральное собрание. 6. Правительство РФ. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор. В структуре новой Конституции РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем: 1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя. 2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания». 3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства. 4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. 5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе РФ, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города. 6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития РФ, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным. 7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством. Конституция РФ 1993 г. не включила текст Федеративного договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции. Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела — явление нередкое. В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.

 

36. Общая характеристика раздела 1 Конституции РФ 1993 г., его юридический анализ.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеральное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор. В структуре новой Конституции РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем: 1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя. 2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания». 3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства. 4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. 5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе РФ, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города. 6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития РФ, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным. 7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством. Раздел I. 1.Основы конституционного статуса (Народовластие; демократическое государство; федеративное; правовое; республиканская форма правления (глава- Президент); светское государство (нет обязательной религии); социальное государство (достойная жизнь человека)(надо бы назвать «Принципы конституционного строя») 2.Права и свободы человека и гражданина (Свобода личности; равноправие граждан; естественное право) (надо бы назвать «статус гражданина» т.к. включают обязанности, гарантии, принципы) 3.Федеративное устройство (Федерация, имеющая три вида субъектов: а) республики(государства); б)национальные образования-автономии; в) территориальные образования- области, города фед значения. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории) 4.Президент РФ (глава государства; избирается прямым голосованием; гарант конституции) 5.Федеральное Собрание (Нижняя палата-Гос Дума- 450 чел, профессиональная основа; Верхняя палата-Совет Федерации_ 2 представителя от каждого Суб.) 6.Правительство (осуществляет исполнительную власть, отвечает за всё: бюджет, кредитная, денежная политика; оборона страны) 7.Судебная власть (правосудие осуществляется только судом) (надо бы назвать «Правосудие и прокуратура») 8.Местное самоуправление (структура определяется населением. Устанавливаются местный бюджет, налоги)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.