Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л Е К Ц И Я № 4






 

Тема: «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

План лекции

1. Семантическая основа глагола.

2. Две группы в составе форм немецких глаголов.

3. Категории глагола и их характеристика.

4. Роль префиксов при образовании новых слов.

5. Предельные и непредельные глаголы в грамматике немецкого языка.

 

Глагол противостоит всем другим изменяемым частям речи, резко отличаясь от них по значению, по характеру слово­изменения, по составу связанных с ним грамматических категорий, а также по синтаксическому употреблению. По обилию граммати­ческих форм и по характеру грамматических категорий глагол самая сложная часть речи.

Семантической основой глагола как части речи является поня­тие процесса, т. е. действия или состояние может быть названо не только глаго­лом, но и именем существительным, сравните: singen — der Gesang, das Singen; schlafen — der Schlaf. Однако между существитель­ным— названием действия или состояния и глаголом существует коренное различие. Имя существительное называет действие в от­влечении от производителя данного действия; само действие высту­пает при этом как предмет нашей мысли, например, der Gesang. Глагол, напротив, выражает самый процесс действия, производимого каким-либо предметом или лицо.

В составе глаголов немецкого языка могут быть выде­лены определенные структурно-семантические группы или раз ряды глаголов, т. е. такие разряды глаголов, которые отличаются один от другого как по характеру лексического значения, так и в структурном отношении, т. е. с точки зрения грамматического употребления.

Выделение таких структурно-семантических разрядов глаголов важно для установления сферы действия различных грамматиче­ских категории глагола. Так, например, выделение личных и без­личных глаголов помогает уяснить сферу действия категории лица в глаголе; выделение переходных и непереходных глаголов связано с установлением сферы действия категории залога:

Глаголы субъектные и объектные (subjektive und objektive Verben).

Субъектные глаголы выражают состояние какого-либо пред­мета или лица: gehen, sitzen, schlafen, genesen, gedeihen, sich fü hlen, sich benehmen (их называют также глаголами «состояния»). В соответствии с их значением им свойственно безобъектное употребление.

Объектные глаголы выражают действие, осуществление кото­рого обязательно предполагает участие не только предмета или лица-деятеля, но и другого предмета или лица в качестве объекта: fragen, antworten, nehmen, geben, danken, versprechen, beschul­digen, sich bemä chtigen. В соответствии с этим значением им свойственно употребление с объектами.

Глаголы личные и безличные(persö nliche und unpesö nliche Verben). Личные глаголы выражают действия или состояния, отнесенные к какому-либо предмету или лицу как субъекту действия или состояния (т. е. деятелю или носителю состояния): rechen, sich bewegen, leben, arbeiten, sich entwickeln, wachsen др. Безличные глаголы выражают процессы, которые не мыслятся к проявление деятельности какого-либо лица или предмета, например: es regnet, es dunkelt, es zieht). Их употребление связано с особой структурой предложения и с особым видом подлежащего.

Глаголы предельные и непредельные(terminative Verben und kursive Verben). Из общей массы глаголов может быть выделена также группа так называемых предельных глаголов. Эти глаголы выражают такиеe действия, которые по самому своему характеру направлены на достижение известной цели (предела). Таким пределом может являться переход в другое состояние субъекта действия либо объекта действия, достижение определенного результата, например: kommen, erwachen, sterben, stellen, verbessern, finden, bringen, erraten, verblü hen, aufstehen, stehenbleiben.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие две группы необходимо выделять в составе форм глагола?

2. Какие грамматические категории существуют в немецком языке?

3. Какие способы словообразования глаголов знаете вы?

4. Какую роль играют префиксы в образовании глаголов?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.