Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практикум






1. На основе приведенных определений логики, выявите их сходство и различие: 1. «Логика – это наука о правильном мышлении» (В. П. Огородников); 2. Логика – это «наука, изучающая методы, принципы и средства познавательной деятельности» (О. А. Солодухин); 3. «...Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется» (В. И. Кириллов, А. А. Старченко); 4. «Логика – философская наука о законах и формах правильного мышления» (А. Д. Гетманова); 5. «...Логикой называется наука о законах и формах человеческого мышления, об их взаимозависимости, о способах вывода одних форм мышления из других его форм» (А. А. Ивин); 6. «Формальная логикаэто наука о формах мысли и процессов мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам» (Ю. В. Ивлев); 7. Логика – это «философская наука о законах и формах теоретического мышления, о взаимосвязи указанных форм, об ошибках в процессе мышления и способах их преодоления» (Н. А. Маслов).

 

2. Определите символы языка логики и запишите их аналог в естественном языке: 1. Ù; 2. ; 3. ↔; 4. Ú; 5. ≡; 6. ; 7. Ú ; 8. →; 9. ~a. 10. Допишите другие, известные вам, символы, применяемые в логике.

 

3. Установите, какое из выражений относится к характеристике формальной правильности мышления, а какое – к истинности, и продолжите их характеристику: 1. «... это характеристика мышления со стороны формы...»; 2. «... это характеристика мышления со стороны содержания...».

 

4. Выявите логическую форму (структуру мысли) в следующих рассуждениях: 1. «Если студент изучает логику, то он повышает четкость своего мышления»; 2. «Если я сдам экзамен по математике и философии и у меня будет свободное время, то я поеду отдыхать в Крым или на Кавказ»; 3. «Неверно, что наступили каникулы»; 4. «Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны».

5. Определите в зависимости от значения (экстенсионала) знака, какие знаки мнимые, а какие реальные: «коммунистический строй», «храбрость», «закон», «обеднение населения Украины в результате рыночных реформ в конце 20 – начале 21 вв.», «увеличение численности среднего класса в Украине на рубеже 20-21 вв.», «свободные демократические выборы Президента Украины 2004 г.», «справедливое капиталистическое общество», «Баба Яга», «Снегурочка».

 

6. Определите в зависимости от смысла (интенсионала) знака, какие знаки являются описательными, а какие неописательными: «демократический политический режим», «современный менеджмент», «демократия», «Сократ», «меценат», «философские парадоксы и афоризмы Л. Шестова», «государство».

 

7. Укажите значение имени (денотат) и смысл имени (концепт) таких выражений, как «студент», «сплав», «естественный спутник Земли», «лауреат», «трапеция», «производство», «уголь», «рынок».

 

8. Объясните значение и смысл имени на основе таких языковых форм выражения, как «украинский поэт и художник Т. Г. Шевченко (1814-1861)»; «основоположник новой украинской литературы и национального литературного языка»; «автор сборника стихов «Кобзарь» (1840)»; «автор серии «Живописная Украина» (1844)».

 

9. Определите, какими (одноместными или многоместными) являются следующие предикаторы: «равен», «талантливый», «большой», «помнит», «больше», «высокий», «между», «отец», «яркий».

 

10. В приведенных примерах найдите предикатор и определите, каким (одноместным, двухместным, трехместным, четырехместным) он является: «Украина вступила в ВТО», «денежный обмен», «дефицитный бюджет», «Германия, Россия, Франция осудили вторжение в Ирак», «Суд постановил конфисковать у обвиняемого имущество».

 

11. Определите дескриптивные и логические термины: «Все организмы являются одноклеточными или многоклеточными».

 

12. Какие законы логики выражают следующие положения Аристотеля: 1. «Все истинное должно быть согласовано само с собой во всех отношениях»; 2. «Наиболее достоверное положение – это то, что противолежащие друг другу высказывания не могут быть вместе истинными»; 3. «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать». Дайте определение каждому из законов и сделайте их формульные записи.

 

13. Какой закон логики выражают такие два понятия: «ученый, ставший в 1745 г. первым русским академиком Петербургской Академии наук» и «ученый, по инициативе которого в 1755 г. основан Московский университет».

 

14. Какие логические ошибки возникли при нарушении закона тождества в следующих рассуждениях: 1. «Студенты прослушали разъяснения преподавателя»; 2. «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит»; 3. «Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины. – Да, но одни умеют петь, а другие нет».

 

15. Какому закону логики соответствуют следующие высказывания: «Выборы были свободными и демократическими» и «Выборы не были свободными и демократическими».

 

16. Какое высказывание не выражает, а какое может выражать и может не выражать противоречия: 1. «Козырев является перворазрядником по волейболу» и «Козырев не является перворазрядником по волейболу»; 2. «Козырев – перворазрядник по волейболу» и «Козырев не является перворазрядником по боксу».

 

17. Какой закон логики характеризуют такие высказывания, как «Военная операция США в Югославии была обоснованной и справедливой» и «Военная операция США в Югославии была несправедливой и представляла собой агрессию и военное преступление».

 

18. Какой закон логики нарушен в отрывке поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: «Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особым поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят».

 

Литература

Гетманова А. Д. Логика: учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2009. – С. 3-39, 120-137, 258-296, 380-383, 407-423, 562-703.

Конверський А. Є. Логіка (традиційна і сучасна): підручник / А. Є. Конверський. – К.: Центр учбової літератури, 2008. – С. 13-129.

Логика: учеб.-методич. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / автор-составитель: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2014. – С. 5-19, 162-174.

Маслов Н. А. Логика: учебник / Н. А. Маслов. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 5-44, 47-66.

 

ТЕМА 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.