Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.






Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор руководителя, помогает ему находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.

Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом не ограничиваются рассмотренными в данном учебнике. Они связаны практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и использования персонала: его маркетингом привлечением на предприятие, оценкой, отбором, обучением стимулированием, перемещением, карьерой, освобождением, социальным обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами и т.д. Все эти важные для организации задачи выходят далеко за пределы непосредственного руководства кадрами и осуществляются в первую очередь службами персонала. Рассмотрению этого круга деятельности, т.е. работе с сотрудниками, посвящена вторая часть данного пособия «Работа с персоналом».

ЛИТЕРАТУРА

Глава1

1 См.: Вильховченко Э.О. О «посттейлоризме» и «человеческом» капитале//МЭиМО. 1995. №11.

2 См.: Семенов А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала// МЭиМО. 1995. № 9.

3 См.: Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии М., 1989.

4 См., напр.: Грачев М.В. Суперкадры (Механизм управления персоналом в корпорации). М., 1993; Морита А. «Сделано в Японии»/Пер. с англ М., 1993; Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991.

5 См.: Kaishain. Personalmanagement in Japan. Hrsg. von M. Esser und K. Kobayashi. Gottingen, Stuttgart, 1994; Saleh S.D. Management Systems in Japan and in North America//Industrial Management. N.Y., 1983. Vol. 24. № 5 P. 10-14.

6 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997. С. 57.

7 См.: Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991. С. 43.

8 См.: Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь//МЭиМО. 1995. № 4.

Глава II

9 Маусов И. Менеджмент персонала — ключевое звено внутрифирменного управления//Проблемы теории и практики управления. 1995. № 6 С. 109.

10 Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. М., 1994. С. 502. Очевидно, в данное определение вкралась опечатка — пропущено слово «деятельность», которое мы сочли возможным восстановить, исходя из общей концепции автора.

11 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. Учеб. пособие для студентов. М., 1993. С. 6.

12 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под ред. Р.Марра, Г.Шмидта. С. 66.

13 Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления М., 1993. С. 300.

14 Кртевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. М., 1996. С. 210 и др.

15 См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под ред. Р.Марра, Г.Шмидта. С. 85-86, 90.

16 Hentze J., Kammel A., Linden К. Personalfuhrungslehre: Grundlagen Funktionen und Modelle der Fuhrung. 3. Aufl. Bern, Stuttgart, Wien: Haupt 1997. S. 44-45.

17 См.: Ibid. S. 46-47.

18 Wine E. Effizienz der Fuhrung//Kieser A., Reber G., Wunderer R. (Hrsg.) Handw6rterbuch der Fuhrung. 2 Aufl. Stuttgart, 1995. S. 263-276.

19 См.: Personalmanagement in der Praxis. Hrsg. von Deuschen Gesellschaft fur Personalfuhrung. Koln: Wirtschaftsverl. Bachem, 1995. S. 26-27.

20 См.: Менеджмент персонала. Функции и методы. Учебное пособие М., 1993. С. 18.

21 Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. С. 514.

22 Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. А.Я.Кибанова. М., 1997. С. 76-77.

23 См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. С. 38—54.

24 См.: Krulis-Randa J. Strategic Human Resource Management in Europe After 1992//Human Resource Management. 1990. Vol. 1. № 2. P. 131.

25 Handy L, Barham K., PanterS., WinhardA. Beyond the Personnel Function: The Strategic Management of Human Resource//Journal of European Industrial Training. 1989. Vol. 13. № 1. P. 13.

26 Krulis-Randa J. Strategic Human Resource Management in Europe After 1992//Human Resource Management. 1990. Vol. 1. № 2. P. 136.

27 Pool M. Human Resource Management in International Perspectives// International Journal of Human Resource Management. 1990. Vol. 1. № 1. P. 8.

28 См.: Albert M. «HR Profit Power»//Personnel. 1990. February. P. 49.

29 Prokopenko J. Human Resource Management in Economics in Transition: The East European Case. Geneva: ILO, 1992. P. 8.

Глава III

30 См.: Старобинскш Э.Е. Как управлять персоналом? 2-е изд. М., 1995 С. 10-27.

31 Strauss G., Miles R., Snow M., Tannenbaum A. Organizational Behavior: An Overviews/Contemporary Readings in Organizational Behavior. N.Y., 1989. P. 38.

32 См., напр.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. С. 55, 68 и др.

33 См.: Hentze J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Fuhrungsstile,

18-6030

Funkzionen und Theorien der Fuhrung. Lehrbuch fur Studenten und Praktiker Bern — Stuttgart: Haupt, 1986. S. 18-19.

34 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. С. 71.

35 См.: Даль Р.А. Современный политический анализу/Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки: Реф. сб. Вып. 4. М. 1991. С. 57.

36 См.: Likert R. New Patterns of Management. N.Y. u.a., 1961.

37 Strauss G., Miles R., Snow M., Tannenbaum A. Organizational Behavior: An Overview. P. 39-40.

38 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. С. 15.

Глава IV

39 См.: Richter M. Personalfuhrung: Grundlage und betriebliche Praxis. 3. Aufl Stuttgart, 1994. S. 32-33.

40 Scholz Ch. Personalmanagement: informationsorientierte und verhaltenstheoretische Grundlagen. 2. Aufl. Munchen: Vahlen, 1991. S. VI-VII.

41 См.: Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М. 1995. С. 147-167; Управление персоналом организации. Учебник/Под ред А.Я. Кибанова. М., 1997. С. 61, 64.

42 Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. С. 290 и др.

43 См.: Грачев М.В. Суперкадры (Механизм управления персоналом в корпорации). М., 1993. С. 137-139.

44 Glueck W. F. Personnel: A Diagnostic Approach. Rev. ed.//Dallas: Business Publications, 1978. P. 108.

45 См.: Маусов Н. Менеджмент персонала — ключевое звено внутрифирменного управлениях/Проблемы теории и практики управления. 1995 №6. С. 110-114.

46 См.: Hentze J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Fiihrungsstile, Funkzionen und Theorien der Fuhrung. Lehrbuch fur Studenten und Praktiker. S. 20.

47 Rosenstiel L. Motivation in Betrieb. Munchen, 1972. S. 15-18 u.a.

48 См.: Wunderer R., Grunwald W. Fuhrungslehre. Bd.l: Grundlagen der Fuhrung. Berlin u.a., 1980. S. 62.

49 См.: Bass B.M. Bass & Stogdill's Handbook of LeadershipJ.Aufl.N.Y.London, 1990. P. llf.

50 Wunderer R., Grunwald W. Fuhrungslehre. Bd.l: Grundlagen der Fuhrung S. 57 ff.

51 См.: Hentze J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Fiihrungsstile Funkzionen und Theorien der Fuhrung. S. 18—19.

52 Hentze J., Kammel A., Linden K. Personalfuhrungslehre: Grundlagen Funktionen und Modelle der Fuhrung. 3. Aufl. S. 64.

53 См.: Witte E. Zu einer empirischen Theorie der Fuhrung//Wild J. (Hrsg.) Unternehmensfuhrung, Festschrift zum 75. Geburtstag von E Kosiol. Berlin 1974. S. 190 f.

Глава V

54 Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. С. 10.

55 Down ton J., Rebel Jr. Leadership. Commitment and charisma in the Revolutionary Process. N.Y.-London, 1973. P. 15.

56 Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: «кто играет короля?»// Полис. 1991. №6. С. 138.

57 Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. С. 9—10.

58 KotterJ.P. A Force for Change.How Leadership Diners from Management N.Y.-London, 1990. P. 6 u.a.

59 Дюжина золотых мыслей Джексона для создания привлекательной и успешной организации//Развитие человеческих ресурсов. Вторая Ежегодная Конференция. Уорлд Лернинг — Агентство США по Международному Развитию. Ярославль, 1995.

60 Bogardus E. Leaders and Leadership.N.Y., 1934.P. 138.

61 Bass B.M., Avolio B.J. Transformational Leadership Development.Mannual for the Multifactor Leadership Questionnaire.Palo Alto: CIA, 1990.

62 Shamir В., House R.J., Arthur M.B. The Motivational Effects of Charismatic Leadership: A Self-Concept Based Theory//Organization Science. 1993.Vol. 4 P. 577-595.

63 Цит.по: Bass B.M. Bass & Stogdill's Handbook of Leadership. 3.Aufl P. 67.

64 Groups, Leadership and Men/Ed, by H. Guetskow. Pittsburg, 1951. P. 136.

Глава VI

65 Adorno T. W., Frenkel-Bruswik E., Lewinson D.J., Sanfort R.N. The authorian personality. N.Y., 1950.

66 См.: УманскийЛ.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

67 См.: Развитие лидерства. Из доклада местного отделения Национальной организации Женщин//Развитие человеческих ресурсов. Вторая Ежегодная Конференция. Уорлд Лернинг — Агентство США по Международному Развитию. Ярославль, 1995.

68 См., напр.: Осгут Д. Начни сначала! Практическое руководство по менеджменту личности/Пер, с англ. СПб., 1992.

69 Развитие лидерства.

70 Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? С. 207.

Глава VII

71 Цит. по: Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 136.

72 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. 5. Aufl. Tubingen, 1970. S. 28.

18 73 Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. N.Y., 1967. P. 308.

74 См.: HentzeJ., KammelA., Lindert K. Personalfuhrungslehre: Grundlagen Funktionen und Modelle der Fiihrung. S. 373.

75 Dahl R.A. The Analysis of Influence in Lokal Communities//Social Science and Community Action. East Lancing, 1960. P. 31.

76 См.: Etzioni A. A Comparative Analysis of Complex Organisations. N.Y. 1961.

77 См.: Kriiger W. Macht//Gaugler E., Weber W. (Hrsg.). Handworterbuch des Personalwesens. 2. Aufl. Stuttgart, 1992. Sp. 1315.

78 См.: Yukl G. Leadership in Organisazions.Englewood Cliffs.N.Y., 1994 P. 197-199.

79 См.: Irle M. Fiihrungsprobleme, psychologische//Grochla E. (Hrsg.) Handworterbuch der Organisation. Stuttgart, 1969. S. 587.

80 Sandner K. Prozesse der Macht. 2. Aufl. Heidelberg, 1992. S. 66 f.

81 Neuberger 0. Mikropolitik//Rosenstiel L.v., Regnet E., Domsch M. (Hrsg.) Fuhrung von Mitarbeitern. Stuttgart, 1991. S. 37.

82 См.: Toureine A. La retour de 1'acteure. Esse de sociologie. Paris, 1984.

83 Mintzberg H. Mintzberg iiber Management: Fiihrung und Organisation Mythos und Realitat. Wiesbaden, 1991. S. 245 ff.

84 Bosetzky H. Managementrolle: Mikropolitiker//Stahehle W.H. (Hrsg.) Handbuch Management. Die 24 Rollen der exzellenten Fuhrungskraft. Wiesbaden 1991. S.288.

85 Yukl G., Tracey J.B. Consequences of Influence Tactics Used with Subordinates, Peers and the Boss//Journal of Applied Psychology. 1992. Vol. 77 P. 526.

Глава VIII

86 См.: Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 301—307 и др.

87 Кунц Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. Т. 2. С. 306.

88 Менеджмент персонала. Функции и методы. Учеб. пособие. М., 1993.

89 Schettgen P. Fuhrungspsychologie im Wandel. Wiesbaden, 1991.

90 Hentie J., Kammel A., Lindert K. Personalfuhrungslehre: Grundlagen Funktionen und Modelle der Fuhrung. S. 31 ff.

91 Hollander E.P. Leadership Dynamics: A Practical Guide to Effective Relationships. N.Y., 1978. P. 17.

92 См.: HentzeJ., KammelA., Lindert K. Personalfuhrungslehre: Grundlagen Funktionen und Modelle der Fuhrung. S. 461.

93 См.: Hollander E.P. Women and Leaderchip//Small Groups and Social Interaction. Vol. 1. London, 1983.

94 См.: Richter M. Personalfuhrung: Grundlagen und betriebliche Praxis. 3 Aufl. Stuttgart, 1994. S. 503.

95 Denmark F.L. Styles of Leadership//Psychology of Women Quarterly. 1977 Vol. 2. P. 110-111.

96 См.: Eagly A.H., Johnson B.T. Gender and Leadership Style: A Metaanalysis//Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108.

97 Richter M. Personalfiihrung: Grundlagen und betriebliche Praxis S. 502.

98 См.: Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.

99 Хаммер А. Мой век — двадцатый. Пути и встречи. М., 1988. С. 260.

100 Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990. С. 206.

101 Fiedler F.E. Leadership and Leadership Effectiveness Traits: A Reconceptualization of Leadership Trait Problem//Leadership and Interpersonal Behavior. N.Y., 1961. P. 180.

102 Ghiselli E.E. Intelligence and Managerial Success//Psychological Report 1963. Vol. 20.

103 Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий.

104 Fiedler F.E., Leister A.F. Leader Intelligence and Task Performance: A Test of a Multiple Screen Model//Organizational Bechavior and Human Performance 1978. Vol. 20.

105 См.: Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. С. 27-42 и др.

106 Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П.и др. Управление по результатам. М., 1993. С. 58.

107 Stogdill R.M. Stogdill's Handbook of Leadership.N.Y.u.a., 1974.

108 См.: Bass B.M. Bass & Stogdill's Handbook of Leadership.P. 80 f.

109 Stogdill R.M. Personlichkeitsfaktoren und Fiihrung. Ein Uberblick uber die Literatur//Kunczik M. (Hrsg.). Fuhrung: Theorien und Ergebnisse. Dusseldorf u.a., 1972. S. 62.

Глава IX

110 Olfert K. Personalwirtschaft. S.Aufl. Ludwigshafen. (Rhein): Kiehl, 1993 S. 197.

111 White R.K., Lippitt R. Autocracy and Democracy. An Experimental Inquiry N.Y., 1960. P. 2f.

112 Stogdill R.M. Stogdill's Handbook of Leadership. P. 365 ff.

113 См.: Staehle W.H. Management. 7. Aufl. Miinchen, 1994. S. 315 f.

114 Wunderer R., Grunwald W. Fiihrungslehre. Bd.II. Kooperative Fiihrung Berlin u.a., 1980. S.99ff.

115 Bass B.M., Barett G. V. People, Work and Organisazions: An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. Boston, 1981.

116 Lawler III, E.E. Executive Behavior in High-Involvement Organizations// Kilman R.H., Kilman J., Associates (Hrsg.). Matching Organizations Competitive San Francisco—Oxford, 1991. P. 184ff.

117 См.: HentzeJ., KammelA., Linden K. Personalfuhrungslehre: Grundlagen Funktionen und Modelle der Fuhrung. 3. Aufl. S. 270.

118 Bisani F. Personalfuhrung. 3. Aufl. Wiesbaden, 1983.

119 Stopp U. Betriebliche Personalwirtschaft. 18. Aufl. Ehningen, 1992.

120 Lattmann Ch. Die verhaltenswissenschaftlichen Grundlagen der Fuhrung des Mitarbeiters. Bern—Stuttgart, 1982. S. 350-352 ff.

Глава X

121 См.: Olfert К. Personalwirtschaft. 5. Aufl. S. 208 ff.

122 Odiorne G.S. Management by Objectives — Fiihrung durch Vorgabe MUnchen, 1967. S. 67 f.

123 Bisani F. Personalfuhrung. 3. Aufl.

124 Kill U. Die Fuhrungskonzeption des 'Management by Objectives' und ihre Bedeutung fur die Leistungsbeurteilung. Augsburg, 1972. S. 23 ff.

125 Frese E. Zum Vergleich von Fuhrungsmodellen//Wild J. Unternehmensfuhrung. Berlin, 1974. S. 240.

126 Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1993. С. 69 и др.

127 Марр P., Stitzel M. Personalwirtschaft — Ein konfliktorientierter Ansatz MUnchen, 1979.

128 Olfert K. Personalwirtschaft. S. 219.

129 Hohn R. Verwaltung heute — Autoritare Fuhrung oder modernes Management. Bad Harzburg, 1970. S. 120 ff.

130 Hohn R. Fuhrungsbrevier der Wirtschafl. 12. Aufl. Bad Harzburg, 1986 S. 13 f., 323 ff.

131 Baumgarten R. FUhrungsstile und Fuhrungstechniken. Berlin—N.Y., 1977.

132 Ferguson I.R. Management by Odjectives in Deutschland. Frankfurt am Main, 1973.

133 См.: Olfert К. Personalwirtschaft. S. 223-224.

Глава XI

134 См.: Hentze J. Personalfiihrungslehre: Grundlagen, FUhrungsstile Funkzionen und Theorien der Fuhrung. S. 38; Rosenstiel L. Motivation im Betrieb.

135 См.: Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М. 1995. С. 101.

136 См.: Scholz Ch. Personalmanagement: informationsorientierte und verhaltenstheoretische Grundlagen. 2. Aufl. S. 324 u.a.

137 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов/Пер, с нем. М., 1990 С. 165.

138 См.: Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. С. 38-50 и др.

Глава XII

139 Kaishain. Personalmanagement in Japan. S. 161.

140 Alderfer C.P. Existence, Relatedness, and Growth: Human Needs in Organizational Settings. N.Y., 1972.

141 Atkinson J.H. An Introduction to Motivation. N.Y, 1964.

142 См.: Hentze J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, FUhrungsstile Funktionen und Theorien der FUhrung. S. 50.

143 Skinner B.F, The Behavior of Organisms. N.Y., 1938.

144 См.: Scholz Ch. Personalmanagement: informationsorientierte und verhaltenstheoretische Grundlagen. S. 352 u.a.

145 Comelli G. Fuhrung durch Motivation/Comelli G., Rosenstiel L. von Munchen, 1995. S. II.

Глава XIII

146 См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994 С. 157, 446-452.

147 См.: Katzenbach J.R., Smith O.K. The Dicsipline of Teams//Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. № 2. P. 111-119.

148 См.: World Learning Inc. Вторая Ежегодная Конференция. Уорлд Лернинг — Агентство США по Международному Развитию. Ярославль, 1995.

149 См.: Nadler D.A., Hackmann J.R., Lawler E.E. Managing Organizational Behavior. Boston, 1979. P. 102 ff.

150 См.: Staehle W.H. Management: eine verhaltenswissenschaftliche Perspective. 7. Aufl. Munchen, Vahlen, 1994. S. 172.

151 /an/5 l.L. Groupthink. Boston, MA, 1982. P. 174.

152 Ilgen D.R., Major D.A., Hollenbeck J.R., Sego D.J. Team Research in the 1990s//Chemers M.M., Ayman R.(Hrsg.).Leadership Theory and Research San Diego u.a., 1993. P. 247 f.

153 См.: World Learning Inc. Вторая Ежегодная Конференция. Уорлд Лернинг — Агентство США по Международному Развитию.

154 См.: Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М., 1993. С. 157.

155 См. по: Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). М., 1995. С. 427-428.

156 См.: Там же. С. 429-433.

157 См.: Hentze J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Fiihrungsstile Funkzionen und Theorien der Fuhrung. S. 72.

158 Ibid. S. 158.

159 Katzenbach J.R., Smith D.K. The Dicsipline of Teams. P. 113.

160 См., напр.: Hentze J., Kammel A., Linden K. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Funktionen und Modelle der Fuhrung. 3. Aufl. S. 470 ff.

Глава XIV

161 См.: Психологические аспекты подбора и проверки персонала/Сост Н.А. Литвинцева. М., 1997. С.250.

162 Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. А.Я.Кибанова. М., 1997. С. 412.

163 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

164 Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/Пер, с англ. М., 1996. С. 189-190.

165 См.: Hentze J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Fiihrungsstile Funktionen und Theorien der Fuhrung. S. 82 u.a.

Глава XV

т См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

167 См.: Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995. С. 8-14 и др.

168 См.: Filley Allan С. Some Normative Issues in Conflict Management// California Management Review. 1978. Vol. 21. № 2. P. 61-66.

169 См., напр.: Hentie J. Personalfuhrungslehre: Grundlagen, Fuhrungsstile Funktionen und Theorien der Fuhrung. Lehrbuch fur Studenten und Praktiker S. 88-89 u.a.

170 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. С. 524 и др.

171 Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. С. 193.

172 Ладанов И.Д. Практический менеджмент. С. 413-414 и др.

173 См: Problemakers in the Office//Time. 1980. March 17. P. 42.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................ 3

Глава I. Персонал в современной организации....................................... 6

1. Человек в традиционном и современном производственном процессе 6

Основные вехи истории управления персоналом. Работник в тейлористской модели управления. Неотейлористские взгляды на персонал и их ограниченность

2. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе 10

Содержание труда. Контроль за персоналом Макроэкономические факторы. Организация труда и личность работника. Развитие демократии. Рост цены труда

3. Теории человеческого и социального капитала.............................. 19

Человеческий капитал в управлении персоналом. Социальный капитал как фактор эффективности организации

Глава П. Управление персоналом как специфическая сфера

управления......................................................................................... 24

1. Понятие и цели управления персоналом............................................ 24

Разнообразие определений управления персоналом. Цели управления персоналом. Понятие экономической и социальной эффективности. Деловая эффективность

2. Функции, субъекты и методы управления персоналом.................. 29

Важнейшие функции управления персоналом. Субъекты управления персоналом. Методы управления персоналом

3. Основные этапы эволюции управления персоналом Особенности современного этапа в развитии управления персоналом 34

Различия управления кадрами и управления человеческими ресурсами. Характерные черты управления человеческими ресурсами (УЧР). Стадии развития управления кадрами в УЧР. Тенденции эволюции УЧР

Глава III. Управление персоналом как наука и учебная

дисциплина.................................................................................... 43

1. Предмет и место управления персоналом в системе современных наук 43

Полидисциплинарные истоки управления персоналом Управление персоналом и экономика предприятия. Синкретичность и интегративность управления персоналом

2. Структура знаний науки управления персоналом и ее практическая значимость 47

Включение в управление персоналом выводов других наук Общая формула управления персоналом. Практическая значимость управления персоналом

3. Управление персоналом как учебная дисциплина Понятия профессиональной, социальной и методической компетентности.......................................................................................... 53

Преподавание управления персоналом. Социальная профессиональная, методическая и временная компетентность. Изучение управления персоналом в России

Глава IV. Структура управления персоналом: работа с кадрами и

руководство персоналом................................................................ 57

1. Базовые категории, характеризующие управление персоналом Основные сферы управления персоналом и их соотношение...57

Соотношение понятий: «руководство персоналом» «управление персоналом», «менеджмент персонала» и др Работа с кадрами и руководство персоналом

2. Работа с персоналом................................................................................ 60

Организация и функции работы с кадрами. Современные службы персонала. Менеджер по персоналу. Взаимодействие менеджеров по персоналу и линейных менеджеров

3. Понятие и главное содержание руководства персоналом............ 66

Важнейшие определения руководства персоналом Аспекты руководства персоналом. Компоненты руководства. Является ли руководство персоналом наукой?

Глава V. Природа организационного лидерства..................................... 71

1. Понятие лидерства.................................................................................... 71

Определения лидерства. Лидерство и руководство. Лидер и менеджер

2. Истоки лидерства...................................................................................... 75

Природа лидерства. Теория черт. Концепции харизматического лидерства. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства. Теория конституентов и интерактивный анализ

Глава VI. Формирование лидерства........................................... 83

1. Мотивация и типы лидерства.............................................. 83

Психоаналитическое объяснение мотивации лидерства Инструментальная и игровая мотивации. Типологии лидерства

2. Управление лидерством в организации.............................. 87

Выявление лидеров. Развитие лидерства. Учет интересов группы и неформальное лидерство. Интеграция лидеров Устранение деструктивного лидерства. Запрещенные приемы

Глава VII. Руководство персоналом как разновидность власти. 97

1. Понятия власти и авторитета.............................................. 97

Определения власти. Свойства и формула власти Авторитет и его виды

2. Структура власти.............................................................. 103

Компоненты власти. Ресурсы власти

3. Основания, виды и механизм власти................................ 106

Основания и виды власти. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Модификации власти

4. Руководство персоналом как микрополитика.................... 113

Политика в организации. Понятие микрополитики Формы (игры) микрополитики. Тактика руководителя

Глава VIII. Важнейшие индивидуальные параметры

эффективного руководства......................................... 118

1. Роли и функции руководителя.......................................... 118

Роли руководителя. Функции руководителя

2. Биологические и социально-экономические характеристики. 122

Пол руководителя. Особенности организационного поведения женщин. Возраст и здоровье. Социальноэкономическое положение

3. Личностные качества........................................................ 128

Интеллект. Другие индивидуальные качества. Факторы успешной деятельности руководителя. Эмпирическая проверка качеств руководителя

Глава IX. Стили руководства.................................................... 135

1. Классические стили руководства: авторитарный,

демократический, попустительский.................................. 135

Понятие стиля руководства. Классические стили руководства. Организационная эффективность демократического авторитарного и попустительского стилей

2. Современные интерпретации стилей руководства.............. 141

Авторитарный стиль. Модификации авторитарного стиля Кооперативный стиль. Требования кооперативного стиля Условия эффективности кооперативного стиля Тренерский стиль

3. Одномерные и многомерные стили руководства. Решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Моутона 151

Понятие одномерных и многомерных стилей. Стили ориентированные на задачу и на людей. Решетка стилей руководства

Глава X. Техника, средства и модели руководства................. 156

1. Понятие техники руководства. Рамочное (by Exception) управление и управление посредством делегирования

(by Delegation).................................................................. 156

Понятие техники руководства. Рамочное управление Управление посредством делегирования

2. Управление по целям (by Objectives) и системное (by Systems) управление 160

Управление по целям. Условия эффективности и общий механизм управления по целям. Достоинства и недостатки управления по целям. Управление по результатам и системное управление

3. Средства руководства....................................................... 166

Информирование, индивидуальная беседа и обсуждение Конференция, переговоры и жалоба. Признание и похвала Критика, порицание и участие

4. Модели руководства. Гарцбургская модель....................... 170

Замысел и основные принципы гарцбургской модели Компоненты гарцбургской модели. Достоинства и недостатки гарцбургской модели. Общая схема гарцбургской модели

Глава XI. Мотивация организационного поведения................. 176

1. Понятие и механизм мотивации........................................ 176

Понятия мотивации и мотива. Виды мотивации. Основные звенья механизма мотивации. Потребности, притязания и ожидания. Стимул и установка. Рационально-оценочный процесс

2. Основные теории мотивации. Картины человека в теориях трудовой мотивации 181

«XY—теория» Макгрегора. Развитие теории Макгрегора Теория человеческих отношений. Теория «Z» Оучи

 

Глава XII. Внутриличностные и процессуальные теории

мотивации....................................................................................... 187

1. Внутриличностные теории мотивации............................. 187

Теория иерархии потребностей А. Маслоу Практическая значимость теории А. Маслоу Теория потребностей К. Альдерфера. Теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда Теория двух факторов Ф. Херцберга. Значение теории Ф. Херцберга 2.. Процессуальные теории мотивации 198

Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона. Теория справедливости С. Адамса. Значение теории С. Адамса. Теория усиления мотивации Б. Скиннера. Теория мотивации В. Врума. Модель мотивации Лоулера—Портера Многоаспектность мотивации

Глава XIII. Руководство группой................................................ 209

1. Формальные и неформальные группы в организации......... 209

Понятие рабочей группы. Формальные, неформальные и дружеские группы. Функции неформальных групп. Влияние на неформальные группы

2. Возможности группового влияния.................................... 213

Организационные возможности коллектива. Фактор риска в групповых решениях. Симптомы группового давления

3. Формирование команд. Групповая сплоченность как показатель дееспособности команды 218

Условия формирования команды. Стадии становления команды. Факторы групповой сплоченности. Психологическая совместимость. Определение групповой сплоченности. Отличия сплоченных и несплоченных групп

Глава XIV. Основы теории организационных конфликтов.................... 227

1. Понятие, основные стадии, механизм и типология конфликтов 227

Понятие конфликта. Признаки конфликта. Стадии конфликта. Механизм и формы конфликта. Типы конфликтов

2. Причины и последствия конфликтов................................ 235

Причины конфликта. Негативные последствия конфликта. Позитивные последствия конфликта

Глава XV. Обращение с конфликтами....................................... 241

1. Диагностирование и предупреждение конфликта............. 241

Диагностирование конфликта. Профилактика конфликтов

2. Основные стратегии обращения с конфликтами............................ 244

Нормативная и реалистическая стратегии. Идеалистическая стратегия. Поведенческая ориентация стратегий

3. Стили, методы и типология конфликтного поведения.................. 248

Силовой стиль и уклонение от конфликта. Приспособление и компромисс. Сотрудничество, поддержание статускво, формирование индифферентности. Выбор стиля поведения. Методы управления конфликтами. Структурные методы. Персональные методы. Конфликтологическая типология сотрудников. Инициаторы конфликтов

4. Общие принципы, правила и рекомендации, используемые при управлении конфликтами 259

Общие принципы управления конфликтами. Правила обращения с конфликтами

Литература............................................................................................................... 264

Учебное издание
Серия «Управление персоналом»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.