Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Должностная инструкция менеджера по кадрам






Общие положения

Выполняет ответственные административные функции и руководит кадровой работой в крупной государственной организа ции или учреждении. Отвечает за планирование и проведение программы в области кадровой политики, в том числе за набор проведение испытаний, оценку, назначение, продвижение по службе, перевод и рекомендации по изменению статуса служащих организации, а также за систему доведения необходимой информации до работников. Работает под общим руководством проявляя инициативу и независимость суждений при выполнении возложенных на него задач.

Примеры выполняемой работы

Участвует в общем планировании и определяет курс на обеспечение эффективной работы и равномерной загрузки персонала. Доводит информацию о важнейших решениях по кадровым вопросам до всех уровней организации через бюллетени, собрания и при личных контактах.

Проводит собеседования с нанимающимися на работу, оценивает выпускников учебных заведений, классифицирует заявления о приеме на работу. Вербует и отбирает новых служащих для заполнения вакансий, анализирует заявления квалифицированных специалистов.

Проводит совещания с руководителями низшего звена по кадровым вопросам, в том числе по вопросам назначений, найма или увольнения служащих по окончании их испытательного срока, по вопросам перевода, понижения в должности и увольнения постоянных работников. Организует обучение персонала координирует мероприятия по обучению кадров с работой должностных лиц и руководителей низшего звена Устанавливает систему рейтинга служащих и организует обучение руководителей низшего звена по вопросам оценки трудовой деятельности работников. Ведет личные дела работников Руководит непосредственно или через своих подчиненных работой группы служащих. По поручению руководства выполняет отдельные задания и поручения, относящиеся к сфере его деятельности.

Общие квалификационные требования

Опыт и подготовка: должен обладать значительным опытом руководства кадровой работой.

Образование: четырехгодичный колледж или университет со специализацией в области образования и управления кадрами Знания, навыки и способности: достаточные знания принципов и практики управления кадрами, отбора и назначения служащих, вопросов оценки трудовой деятельности работников.

Помимо выполнения достаточно традиционных обязанностей менеджеры по персоналу в современных условиях должны отвечать и ряду новых требований, прежде всего таким, как:

* глубокое знание общих условий деятельности (в области бизнеса: выпускаемый продукт, технологии, организационная структура предприятия, рынки сбыта, возможности конкурентов и т.п.);

* знание и способность применять на практике не только традиционные, но и новейшие методы управления персоналом, умение налаживать деловые связи и общение',

* способность эффективно управлять изменениями посредством соответствующего влияния на людей, внедрять передовой опыт и инновации, обеспечивать (совместно с руководством) развитие организации.

Выполнение указанных задач работы с кадрами требует высокого профессионализма и специальной подготовки.

Взаимодействие менеджеров по персоналу и линейных менеджеров

Несмотря на относительную многочисленность работников служб управления персоналом, по своему количеству они уступают линейным руководителям В принципе, деятельность сотрудников, занятых работой с кадрами и руководством персоналом, тесно взаимосвязана, поскольку у тех и других один и тот же объект — работники и общие цели — максимально эффективное использование персонала. Вместе с тем отмеченные различия в выполняемых функциях, институциональной принадлежности, правах и обязанностях45, властных полномочиях и индивидуальных целях нередко приводят к конфликтам в отношениях между ними.

Обычно менеджеры-практики более авторитарны и нередко склонны нарушать организационные, а иногда и юридические нормы, особенно при решении вопросов оплаты, должностного роста, увольнения подчиненных и т.д. Функциональные же менеджеры склонны более строго придерживаться закона и принятых на предприятии формальных принципов и норм.

Теория и практика менеджмента персонала позволили выработать несколько способов налаживания отношений между двумя ветвями управления персоналом, а именно:

О совместное обсуждение проблем и выработка общих кадровых решений. Позитивный эффект этой процедуры усиливает участие высшего руководства;

* четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей между линейными и функциональными менеджерами. Как правило это повышает значимость служб персонала за счет менеджеров-практиков;

* обучение взаимопониманию и сотрудничеству посредством ротации, перевода из кадровых служб в линейные руководители, и наоборот. Такая практика особенно широко и эффективно используется в Японии.

Несмотря на первостепенную значимость менеджеров по персоналу и работы с кадрами в целом для эффективности современной организации, ведущая роль в достижении ее целей принадлежит практическим руководителям и их деятельности по руководству персоналом. Что же более конкретно представляет собой руководство персоналом?

Понятие и главное содержание руководства персоналом

Важнейшие определения руководства персоналом

Руководство кадрами — сложный процесс, состоящий из многих компонентов, аспектов. Выяснить содержание и разнообразные стороны этого рода деятельности помогает анализ его определений. В научной литературе можно выделить следующие основные определения руководства:

1. Институциональные определения типа: руководство — это особая социальная позиция, командная должность, позволяющая навязывать свою волю другим членам организации и обеспечивающая их подчинение46. В такого рода определениях выделяется один из важнейших — институциональный — аспект руководства, т.е занятие позиции, связанной с обладанием ресурсами (денежное вознаграждение, повышение или понижение в должности, моральное поощрение, увольнение и т.п.), которые влияют на организационное поведение человека.

2. Процессуальные дефиниции типа: руководство представляет собой сознательное постоянное приоритетное целеориентированное влияние одного человека на поведение других47. В подобных определениях внимание акцентируется на влиянии и его особенностях как содержании руководства.

3. Мотивационные определения типа: руководство есть мотивация членов предприятия к достижению организационных целей.

Дефиниции этой группы отражают центральную роль мотивации в деятельности руководителя.

4. Деятельностные определения типа: руководство — это структурированное систематическое побуждение и регулирование определенных действий. Данного рода дефиниции выделяют важнейшую роль инициирования и координации действий людей в руководстве персоналом.

5. Телеологические (с точки зрения цели) определения типа: руководство — это деятельность по объединению и мобилизации группы на достижение целей организации путем обеспечения совпадения их с индивидуальными целями сотрудников. Телеологические характеристики руководства персоналом встречаются в литературе очень часто, что подчеркивает важнейшее мотивирующее, организующее и ориентирующее значение целей в этого рода деятельности.

 

6. Группоориентированные дефиниции типа: руководство есть деятельность по сплочению и мобилизации группы, коллектива на достижение определенных целей. Такие определения отражают коллективный характер руководящей деятельности, важнейшую роль группы в обеспечении эффективности предприятия.

7. Активистские определения типа: руководство — это побуждение людей к общей активности, ее инициирование, регулирование и контролирование со стороны уполномоченной персоны48 Подобные определения акцентируют внимание на центральном месте различных форм активности в деятельности руководителя.

8. Коммуникационные (интеракционные) дефиниции типа: руководство представляет собой коммуникацию, интеракцию, упорядоченное формальное и неформальное взаимодействие, общение людей для подчинения их действий общей цели. В таких, преимущественно психологических, определениях отмечается коммуникативный аспект руководства, который, безусловно, является одним из важнейших в руководстве персоналом.

Аспекты руководства персоналом

В работах разных авторов, и прежде всего В.М. Басса49, который обобщает примерно 7, 5 тыс. источников по данной проблематике, а также Р. Вундерера и В. Грунвальда50, выделяется целый ряд важнейших аспектов, или измерений, руководства, а именно:

1) личность руководителя, его индивидуальные качества;

2) группа и групповые отношения, составной частью которых является руководство;

3) руководство как действия или поведение;

4) руководство как осуществление влияния;

5) руководство как способность или искусство добиваться согласия других;

6) руководство как форма уговора и убеждения;

7) руководство как отношения власти;

8) руководство как инструмент достижения цели, средство вовлечения других в ее осуществление;

9) руководство как интерактивное взаимодействие, общение;

 

10) руководство как дифференциация и распределение ролей;

11) руководство как инициирование структур, объединений сотрудников;

12) руководство как определение и распространение ценностей и норм;

13) руководство как процесс разрешения конфликтов (в том числе между целями сотрудников и всей организации, между целями и средствами и т.д.);

14) руководство как информационный и коммуникативный процесс;

15) руководство как принятие решений и их реализация;

16) руководство как развитие руководителя, сотрудников, форм и методов деятельности и т.д.

Все аспекты руководства персоналом взаимосвязаны и частично пересекаются. Однако каждый из них представляет относительно самостоятельную сторону и проблемную область этого сложного феномена. Руководство персоналом представляет собой целостный комплекс названных и некоторых других аспектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.