Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок монополии






Перейдем к изучению ситуации противоположной совершенной конкуренции – монополии. Исходя из заданной в начале параграфа системы критериев монополия характеризуется:

Монополия – единственный производитель товара или услуги, не имеющей хороших заменителей. Монополист производит весь товар данного вида, поэтому кривая спроса на продукцию отрасли является кривой спроса на продукцию монополиста.

Монополист может выбирать такое сочетание цены и объема выпуска, которое он считает оптимальным

Выделяются несколько видов монополий исходя из причин их появления.

Статусная или закрытая (искусственная) монополия - монополия создаётся сознательно государством и защищается юридическими запретами: патентами, авторскими правами, торговыми знаками.

Естественная монополия.

Открытая монополия – это крупные предприятия, фирмы, на некоторое время становящиеся единственными производителями (поставщиками) определенного товара. Монополии такого рода обычно не защищены от конкуренции и потому по природе своей нестойки, их существование носит временный характер. В положении открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако, через некоторое время высокая монопольная прибыль привлекает на рынок данного товара конкурентов. Такую судьбу в разное время испытали рынки алюминия, синтетического каучука, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и др.

Одно из заблуждений относительно монополий состоит в том, что монополия, являясь производителем уникального товара, может назначать любую высокую цену на свой продукт. Несмотря на то, что монополист контролирует все предложение товара в отрасли или регионе, он не может безгранично расширять выпуск с сохранением цены, или безгранично повышать цену с сохранением объема спроса. Кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический отрицательный наклон. Монополист, в отличие от конкурентной фирмы, не получает цену как заданную рынком извне, а подбирает такую комбинацию «цена-выпуск», которая способна обеспечить ему максимальную прибыль (т.е. монополист - это «искатель цены» ).

Ценовая дискриминация. Чтобы выйти за ограничение кривой спроса, монополия начинает предлагать товары с разными ценами для готовых купить по разным ценам. Деление рынков на сегменты, предъявляющие различный спрос и установление цен отдельно для каждого сегмента позволяет собрать больше прибыли, забирая себе потребительский излишек в премиум сегменте. Бывшее ОАО РЖД – студенческие скидки вне сезона; Бывшее РАО ЕЭС – тариф дифференцированный по объему потребления. Цены на услуги адвокатов.

Недостатки монополии. Монополист сокращает выпуск, снижает качество обслуживания. Поддерживает завышенную цену.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.