Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема. Логическая структура проблемы






Проблемная ситуация — это фиксированное противоречивое состояние концепции или теории, требующее перехода от старого знания к новому, Проблемная ситуация возникает в результате безуспешных попыток разрешить те или иные познавательные задачи наличными концептуальными и методологическими средствами.

Проблема представляет собой нестандартную задачу, для решения которой в данной теории отсутствует необходимая методология, методика. Задача является стандартной, если в теории, концепции имеется вполне определенный метод ее решения. Скажем, квалификация противоправных деяний является стандартной задачей в юриспруденции, которая решается на основе существующего законодательства. С другой стороны, определение понятия «организованная преступность» — нестандартная, творческая юридическая проблема, требующая изменений и дополнений в законодательстве.

Проблему можно понимать как форму фиксации противоречия между знанием и незнанием. Проблема по своей природе предполагает в качестве цели получение принципиально нового знания о предмете исследования, которое не могло бы быть получено применением стандартной теории, ее методов и средств. Любое решение проблемы в науке или в социокультурной интеллектуальной практике является творческим актом, не сводимым к алгоритмическим построениям дедуктивных доказательств.

Логическая структура проблемы содержит три элемента: предмет, содержание и объем проблемы. Предмет проблемы определяется областью обсуждения. Такой областью может быть отдельно взятая концепция или теория, если имеет место внутренняя проблемная ситуация. Скажем, вопросы соответствия законодательных положений существующим социальным реалиям решаются в рамках того или иного законодательства: уголовного, гражданского и т.д. Эти законодательства являются предметом проблемы. С другой стороны, предметом проблемы могут быть смежные концепции, и тогда проблемная ситуация приобретает внешний характер. Постоянно возникающие противоречия в дихотомиях «право — политика», «право — экономика» хорошо иллюстрируют этот случай.

Под содержанием проблемы понимается парадоксальное рассуждение, в котором фиксируются противоречивые выводы относительно предмета исследования или обсуждения. Содержание проблемы образуют множество утверждений, принятых за истинные и представленных в качестве аргументов, тезиса и демонстрации противоречивого доказательства. Например, содержание проблемы лжи в политике фиксируется явным образом в противоречии между нравственными ценностями и политическими целями, а также неявно, предполагая парадоксальное доказательство. Его суть этого доказательства сводится к следующему.

Аргументы морали: политика должна быть поставлена в зависимость от морали; ложь в политике безнравственна. Тезис морали: ложь в политике недопустима. Аргументы политики: стремление подчинить политику морали и нравственным постулатам консервативно, так как лишает политику результативности; принцип наибольшей полезности и эффективности делает ложь морально допустимой при условии, если она действительно полезна и эффективна. Тезис политики: ложь в политике допустима. Таким образом, содержание проблемы лжи в политике сводится к противоречию: ложь в политике допустима и недопустима.

Объем проблемы — это множество альтернативно возможных предположений относительно ее решения. Такие предположения имеют лишь вероятностный характер и принимают форму гипотез. Они ограничены содержанием проблемы и могут привести к правильному или неверному ее решению. Так, при разрешении межнациональных конфликтов в качестве объема проблемы можно предположить политическое, военное или параллельное ее решение. В судебной практике перед судом всегда стоит дилемма мнений сторон, а кроме того, и собственный взгляд на обсуждаемое дело.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.