Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






а) Одним из таких текущих заболеваний является ревмати­ческое поражение нервной системы.






В прежние годы это заболевание рассматривалось как рев­матический энцефалит, для которого характерны последствия, описанные нами выше. Однако в настоящее время выяснилось (Г. Е. Сухарева, М. Б. Цукер, В. Я. Деянов), что ревматическое поражение нервной системы представляет собой длительное, процессуальное заболевание. Оно может протекать в виде ряда приступов хореи, но может иметь и иные виды обострений. Иног­да же оно течет вяло.

Дети, страдающие этой болезнью, отличаются крайне неус­тойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. По дан­ным DA. С. Певзнер, часть таких детей может обучаться в мас­совой школе после санаторного лечения. Наши наблюдения говорят о том, что многие из входящих в эту группу детей отличаются такой низкой работоспособностью, что их приходится пе­реводить во вспомогательную школу. Только там они оказыва­ются в состоянии успешно учиться и восстанавливать свое здо­ровье.

Дети, относящиеся к описываемой группе, отличаются также чрезмерной суетливостью, подвижностью, ранимостью. При утомлении и волнении они становятся еще более беспокойными, суетливыми. Строгое замечание со стороны учителя может при­вести к усугублению неправильного поведения, в основе кото­рого нет злого умысла. Отсюда следует, что к детям, перенес­шим хорею, необходимо подходить особенно бережно. По отно­шению к ним следует осуществлять щадящий подход не только в вопросах учебной и трудовой нагрузки, но и поведения. Про­являемые ими суетливость и беспокойство легче унять лаской или невозмутимым спокойствием. Замечания и наказания не­редко приводят к результатам, противоположным тем, которых хотел добиться учитель.

Кроме того, следует опасаться повторных приступов болез­ни, возможных при ревматизме. Необходимо с особым внима­нием относиться к жалобам детей на изменения зрительных восприятий, появление подергиваний и на ухудшение самочув­ствия, чтобы вовремя направить их к врачу для предупреждения обострения болезни.

Таким образом, по отношению к этим детям у олигофрено-педагога впервые выявляется новая обязанность. Он должен внимательно наблюдать за психическим состоянием ребенка, для того чтобы вовремя заметить и совместно с врачом-психо­неврологом постараться предотвратить обострение болезни либо своевременно поместить ребенка в лечебное учреждение.

б) Другим текущим заболеванием может быть сифилис го­ловного мозга. Если родители (или один из них) больны сифи­лисом, дело может ограничиться повреждением зародыша в период внутриутробного развития. В этом случае ребенок разви­вается как олигофрен. Но в отдельных случаях, помимо повреж­дения зародыша, происходит и заражение его сифилисом. Тогда родится ребенок, страдающий текущим заболеванием — сифи­лисом мозга. Долгие годы эта инфекция, как говорят врачи, «дремлет» и не проявляет себя. В какой-то момент психическое состояние ребенка ухудшается, начинается обострение заболе­вания. Очень часто такое обострение заболевания подкрадыва­ется медленно, исподволь. Признаки этого обострения учителю заметны раньше, чем врачу (особенно если в школе работает врач-педиатр, а не психоневролог). Такими признаками могут быть: внезапное снижение успеваемости без понятных учителю причин, неправильности поведения, а иногда слуховые обманы и беспричинные страхи. Если учитель заметил такого рода призна­ки, необходимо настойчиво добиваться направления ребенка на лечение к врачу-невропатологу.

Сифилис нервной системы — болезнь, которую можно выле­чить, однако успеха можно достичь лишь при своевременно на­чатом лечении. Если же учитель не придаст значения симпто­мам болезни и не направит ребенка к врачу-невропатологу, бо­лезнь может прогрессировать.

Иногда наблюдаются и такие случаи: у ребенка ухудшается моторика, речь, а главное, нарастает слабоумие — ребенок ста­новится некритичным, бездеятельным, беспомощным и вместе с тем самодовольным. Таковы признаки детского прогрессивного паралича. Это заболевание встречается очень редко, но учителю вспомогательной школы следует о нем знать. Запущенный нелеченный сифилис нервной системы может привести к прогрес­сивному параличу.

Инфекция, вызывающая у детей впоследствии тяжелую бо­лезнь, может долгие годы таиться, ничем себя не проявляя. Де­ти, развивающиеся до поры до времени, как обычные олигофре­ны, могут не привлечь внимания врача.

Учитель вспомогательной школы должен внимательно сле­дить за изменениями умственной работоспособности детей, у ко­торых в медицинских заключениях содержатся те или иные ука­зания на сифилис.

в) Эпилептическая деменция или эпилептическое слабоумие. Текущим заболеванием головного мозга является также эпилепсия. О том, как учителю следует себя вести, если припа­док возникает в школе или интернате, известно из курса невро­патологии. К этому следует добавить некоторые соображения педагогического порядка. Прежде всего, учитель не должен по­казывать детям, что он боится припадка. Медицинская помощь может потребоваться лишь в тех случаях, когда у ребенка воз­никает серия припадков. Обычно оказывать медицинскую по­мощь во время припадка не требуется.

Дети, страдающие эпилептическими припадками, могут иног­да предчувствовать наступление припадка по разным предвест­никам (ощущение ветерка, дующего в лицо; ощущение подерги­вания либо онемения в ноге или руке; затрудненность речи и т. д.). Те дети, которые отличаются значительной умственной отста­лостью, долго не умеют пользоваться этими предвестниками для облегчения своего состояния. Они чувствуют, что скоро должен наступить припадок, но молчат, покорно и беспомощно его ждут. Учителю очень важно уловить эти предвестники. Иногда с по­мощью врача даже удается предотвратить припадок. В других случаях можно успеть вывести ребенка из класса (или вывести остальных детей), уложить в кровать и т. д. Учитель может и должен научить ребенка замечать предвестники припадка и рас­сказывать о них старшим.

Следует также помнить, что изредка у детей-эпилептиков вместо припадка возникают «эквиваленты»— состояния расстро­енного сознания. Во время этих состояний дети могут бежать, лезть на окна, схватить тяжелый предмет, кого-нибудь ударить и т. д. Эти состояния довольно быстро проходят. Медицинской помощи при этом не требуется. Однако учитель ни на секунду не должен отходить от такого ребенка. Кому-либо из других детей надо поручить позвать на помощь любого взрослого чело­века.

Психика ребенка-эпилептика заметно видоизменяется с воз­растом. Вначале на первый план выступает плохая память, за­бывчивость, неаккуратность в быту и труде. Постепенно, в про­цессе учения, ребенок компенсирует этот дефект. Очень часто у него вырабатывается своеобразная педантичная аккуратность, точность, бережливость. Поскольку ребенок-эпилептик испыты­вает затруднения при необходимости запомнить новый учебный материал, он обычно проявляет особую активность: старательно, много раз повторяет заданное; при воспроизведении стремится изложить мельчайшие подробности текста. Рассказы детей-эпи­лептиков о каких-либо событиях всегда отличаются излишней детализацией, обстоятельностью.

Мышление детей-эпилептиков очень замедленно и тугоподвижно. Так, например, усвоив какой-либо способ решения зада­чи, они часто пытаются решать все новые задачи старым спосо­бом. Та же инертность обнаруживается и в эмоционально-воле­вой сфере. Наметив куда-либо пойти, что-либо сделать, эпилептик старается во что бы то ни стало осуществить свой замысел, даже если изменившиеся условия лишают эти действия всякого смыс­ла. Рассердившись на кого-либо, эпилептик сердится сильно и долго помнит свою обиду. В малом возрасте дети-эпилептики обнаруживают безудержную вспыльчивость и даже вспышки ярости. С годами они приучаются в какой-то мере сдерживать свою гневливость и раздражительность. Такой ребенок иногда оказывается в состоянии сдержать свою ярость по отношению к взрослому или более сильному товарищу, но выместить свою досаду на слабом ребенке. Свою грубость и раздражительность ребенок-эпилептик иногда маскирует чрезмерной вежливостью, доходящей до слащавости и угодливости. Случается так, что ребенку удается благодаря исполнительности, предупредитель­ности и вежливости завоевать неограниченное доверие у неопыт­ного учителя. Пользуясь этим, ребенок-эпилептик проявляет се­бя деспотом в отсутствие учителя по отношению к малышам: отнимает у них сладости, бьет, вынуждает совершить дурные поступки. Контролируя и направляя отношения детей-эпилепти­ков с другими детьми, учитель может в то же время развивать и использовать положительные качества их психики: настойчи­вость, трудолюбие, аккуратность. Такие дети обычно хорошо дежурят, успешно справляются с хозяйственными поручения­ми и т. д.

Таким образом, учитель должен, с одной стороны, помогать ребенку, страдающему эпилепсией, возможно лучше компенси­ровать свои недостатки (плохую память, чрезмерную инертность, раздражительность), с другой стороны — поддерживать и развивать свойственные таким детям трудолюбие и аккурат­ность. Нужно тщательно ^следить за их поведением в коллективе, помня о возможной двойственности поведения (почтительности к сильным и деспотичности к слабым). Такие недостатки харак­тера вовсе не обязательно возникают у эпилептиков. Напротив, у них можно развивать чувство справедливости и желание за нее бороться. Что же касается учебной нагрузки, — она может быть обычной.

г) шизофреническое слабоумие или шизофреническая деменция. Текущим заболеванием головного мозга является шизо­френия. Детей, больных шизофренией, во вспомогательных шко­лах учится мало, так как в большинстве случаев они справляются с программой массовой школы. Но все же их можно встретить почти в каждой вспомогательной школе. Во время приступов болезни у детей наблюдаются страхи, зрительные и слуховые обма­ны (галлюцинации), нелепые мысли, двигательное беспокойство или оцепенелость. В это время их на несколько месяцев поме­щают в больницу. Промежуток между приступами может длить­ся несколько лет; в эти периоды дети практически здоровы и могут обучаться в школе. Каждый следующий приступ все более значительно нарушает интеллектуальную деятельность.

Главными особенностями психики детей-шизофреников яв­ляются нарастающие расстройства мышления и притупление чувств. Мысли и рассуждения детей-шизофреников отличаются причудливым, заумным характером. Они любят придумывать новые слова. В своих поступках они иногда руководствуются различными малопонятными соображениями. Некоторые дети, плохо усваивая учебную программу, обнаруживают наряду с этим какие-либо исключительные интересы и способности: к уст­ному счету, к музыке и т. д. Так, например, один мальчик тонко разбирался в музыке, замечал ошибки в игре зрелого музыкан­та-исполнителя, даже сочинил музыкальный отрывок, но, не­смотря на старания родителей, не смог научиться играть сам. Другой девятилетний мальчик пытался сочинять сказки и рас­сказы причудливого содержания, но никак не мог научиться писать буквы.

Иногда дети-шизофреники не в состоянии усвоить элементар­ные навыки самообслуживания, беспомощны в самых простых житейских делах. Учитывая эту практическую беспомощность и заумный характер мышления, наблюдаемый у некоторых де­тей-шизофреников, учитель должен стараться как можно раньше прививать им практические навыки и умения, приучая участво­вать в конкретных делах детского коллектива. Некоторые роди­тели делают ошибку, позволяя таким детям сосредоточиваться на «исключительных» интересах. В этом случае дети еще боль­ше отвлекаются от детского коллектива, от реальной жизни.

Другой отличительной особенностью психики детей-шизофре­ников является нарастающая эмоциональная тупость. Они редко имеют друзей и подруг, иногда плохо относятся к своим роди­телям, не откликаются на сердечное отношение учителя. Воспи­тателям не всегда удается установить с ними близкий контакт. Однако надо обязательно стараться включить этих детей в жизнь детского коллектива.

Следует также помнить, что при шизофрении возможны по­вторные приступы заболевания. Если у школьника вдруг возни­кают черты дурашливого или нелепого поведения, особенно если удается заметить, что он слышит какие-то голоса, испытывает необоснованные страхи, необходимо срочно показать его врачу-психоневрологу.

д) Гидроцефалическое слабоумие. К числу детей, страдающих текущим заболеванием голов­ного мозга, можно отнести также тех, у кого имеются явления гидроцефалии (водянки головного мозга). Врачи-психоневроло­ги обычно рассматривают гидроцефалию как осложнение после тех или иных заболеваний. Это, разумеется, верно. Однако для учителя ребенок, страдающий гидроцефалией, выступает как процессуальный больной.

Состояние этих детей очень изменчиво. Иногда в связи с уве­личением давления жидкости на головной мозг оно резко ухуд­шается. У таких детей могут быть приступы сильных головных болей, колебания настроения. Они плохо выносят тряску, не мо­гут прыгать, иногда плохо себя чувствуют при выполнении рабо­ты, связанной с наклонами головы вперед и вниз. Этих детей очень важно систематически показывать врачу-психоневрологу, так как даже простые, проводимые в амбулатории лечебные назначения могут благотворно влиять на их состояние.

Без медицинского наблюдения и лечения состояние детей, страдающих гидроцефалией, может постепенно ухудшаться. Это ухудшение проявляется в нарастании слабоумия.

Особенности психики детей-гидроцефалов очень разнообраз­ны. Некоторые из них угрюмы, злы, утомляемы, другие всегда оживлены, болтливы, легкомысленны. М. С. Певзнер, изучавшая особенности развития речи у некоторых гидроцефалов, отметила, что богатство их словарного запаса и развернутость предложе­ний могут производить впечатление полноценной речи. Однако за внешне богатой формой речи кроется очень убогое содержа­ние: дети повторяют чужие слова и фразы, плохо понимая их смысл. В высказываниях этих детей часто не содержится какой-либо определенной мысли.

Для выбора мер индивидуального подхода к детям, страдаю­щим гидроцефалией, необходим каждодневный, систематический контакт учителя с врачом-психоневрологом. Учитель испытывает значительные затруднения при необходимости оценивать поведе­ние и успеваемость этих детей, так как их состояние постоянно меняется. Учителю не всегда, например, легко понять, почему ребенок не приготовил урока: поленился, или болела голова из-за повышения внутричерепного давления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.